ВОПРОС:Здравствуйте!
Моей дочери четыре года и у нее есть друг. Как бы по правельней выразиться..... Друг наш виртуальный, невидимый, выдуманный. Вобщем видит его только она. Причем у него даже есть имя - Анжел. Откуда это имя мы не знаем т.к. не в книгах, ни знакомых с таким именем у нас нет, а друг у нее уже присутствует пару лет, т. е. еще до д/ сада. Она с ним общается: разговаривает, играет. Понимает, что мы его не видим, потому что иногда говорит, например, " мама не садись здесь , ты что не видишь, здесь Анжел сидит" или выходим из машины, а она мне "подожди не закрывай дверь мой Анжел выйдет" и якобы обращается к ниму "выходи, выходи".
Надо отметить, что Настя ( так зоваут мою дочь) довольно общительный ребенок, легко находит общий язык с новыми знакомыми, хоть со взрослыми, хоть с детьми. Но Анжел у нас на устах почти каждый день. Когда у нее это началось я перечитала информацию в интернете, зделала вывод - такое происходит с детьми, которым не хватает общения. Думала пройдет, но нет. А недавно забираю ее из сада, а воспитатель меня спрашивает: "кто такой Анжел?". Я ей ответила, а она мне в ответ рассказала историю про то как моя доча "билась" в истерике, переживая за Анжела, якобы он растаял и превратился в лед. Плакала и переживала по настоящему. Еле успокоили.
Вся эта история мне кажется уже зашла далеко. Подскажите пожалуйсто есть ли повод волноваться и что нам делать. Еще раз спасибо Вам за Ваше внимание.
ТатьянаОТВЕТ: Добрый день Татьяна.
Как вы правильно заметили, чаще всего выдуманные друзья появляются у детей, которым не хватает общения. Как бы в качестве компенсации. Но компенсировать таким образом ребенок может не только общение со сверстниками, а любой другой психологический дискомфорт или наряженность. Поскольку , как вы говорите, это продолжается уже довольно давно, лучше всего обратиться с данной проблемой к психологу, который выяснит что (или кого) же именно замещает выдуманный друг вашей дочери. Если возможности обратиться к психологу нет, то Вы может сами поговорить с дочерью про ее друга: кто он, откуда, когда появился, может быть этому предшествовало какое-то травмирующее событие. Найдя истоки этого явления, Вы сможете оперделить направление коррекционных упражнений: игры, сказкотерапия и т.д. И свести влияние выдуманного друга на жизнь дочери к минимуму.
С наилучшими пожеланиями,
Козлова Ольга (психолог-консультант Центра детского развития "Солнышко")