ВОПРОС:Здравствуйте!
Моей дочке 2 года и 2 месяца. Она у меня всегда была очень послушной. Но в последнее время я совсем ее не узнаю и не знаю, как поступать. Она на все мои просьбы отвечает словом "нет" (убрать игрушки, сесть правильно за столом и
т.п.). Даже, когда я ей говорю, что она хорошая девочка, она мне в
ответ: "нет". На вопрос, любит ли она меня или кого-либо другого, тоже
"нет". Если она что-то просит, то обязательно со слезами, причем сразу
начинает "выжимать" из себя. Мы пошли в сад в ноябре, очень долго и
трудно привыкали, она сильно привыкла ко мне, т.к я ее никогда ни с кем
не оставляла. Но сейчас уже ходим на весь день, но часто болеем. Вот и
сейчас сидим дома и за последние два дня она просто сводит меня с ума.
Я сама тоже не самый спокойный человек, поэтому начинаю кричать на нее
и даже шлепаю. Но от этого только хуже, у нее начинается истерика,
чего раньше никогда не было. Но и по-хорошему она тоже не понимает,
просто делает все "на зло". Складывается такое впечатление, что у нее
какая-то агрессия. Но она ведь умная девочка, даже очень. Все
понимает, мы даже буквы уже некоторые знаем. А если она что-то делает и
у нее не получается, она начинает психовать. Помогите, пожалуйста,
понять, в чем причина и как вести себя, чтобы все наладить. Заранее
спасибо.
ЕкатеринаОТВЕТ: Добрый день Екатерина.
Вряд ли то, что я сейчас напишу, облегчит Вам жизнь, но у Вашей
дочери налицо проявления кризиса 2-3х лет. Отличительная черта этого
значимого явления в жизни каждого ребенка - ярко выраженный негавизм.
В этот период ребенку очень важно отстоять свое Я, которое начинает
осознаваться. Поэтому "кричать и шлепать" - сейчас не самые
эффективные методы воспитания. Учитесь договариваться с дочерью. В
настоящий момент она пытается перестроить взаимоотношения с Вами по
новым правилам, расширить свои "полномочия". Подойдите к этому
процессу ответственно и творчески: в чем-то уступите, в другом твердо
и последовательно настаивайте на своем.
Ситуация осложняется тем, что
в детский сад девочка пошла рановато и, по всей видимости, процесс
адаптации еще не закончился. Ей трудно без Вас и поэтому она не
упускает возможности остаться дома вместе с мамой. Ее частые болезни
могут объясняться именно этим, как и "плохое поведение". Дети обычно
"сводят с ума" и "делают назло", когда им необходимо подтверждение
любви. Каким образом Вы объяснили дочери необходимость ежедневных
разлук с Вами? Насколько Вы были убедительны? Есть ли у девочки
основания усомниться в том, что Вы по-прежнему ее любите, как тогда,
когда не расставались ни на минуту? Судя по ее ответам на Ваши вопросы
на эту тему, полагаю, что есть. Не задавайте подобных вопросов, дайте
возможность дочери постоянно чувствовать Вашу любовь, тогда проявления
возрастного кризиса будут не столь чувствительны.
С наилучшими пожеланиями,
Филякова Елена Геннадьевна.