Говоря об идентификации типа личности ребенка, нужно учитывать, на какой стадии развития он находится, и применять соответствующие этой стадии методы.
В возрасте до двух лет можно говорить об идентификации, в основном, по внешним признакам (по сенсорике), поскольку ни об этике поведения, ни о логике мышления, ни об интуитивном абстрактном восприятии информации на такой стадии судить нельзя: эти признаки совсем не выражены либо выражены в крайне слабой степени. Следовательно, рассчитывать в этом возрасте на высокую надежность социодиагностики не приходится, вероятность попадания в тип крайне низка и делать окончательные выводы было бы просто опрометчиво.
На возрастной стадии
от двух до семи лет, когда начинает формироваться следующая компонента - этическая, мы с большей долей уверенности можем говорить об идентификации типа личности ребенка. Здесь тоже есть своя специфика. В таком возрасте ребенок ориентирован, в основном, в двух направлениях: на свои физические желания и на стремление общаться с людьми, к которым он испытывает эмоциональное влечение, считая их «своими».
Логика поступков и социальные нормы поведения, как правило, бессознательно игнорируются либо воспринимаются болезненно, но не из-за негативного к ним отношения, а по причине отсутствия механизма их восприятия.
Признак логики еще недостаточно развит и творчески проявляется на следующем этапе - к моменту начала регулярного контакта с социумом - школой, где ребенок близко знакомится с нормами общественной жизни. В дошкольных учреждениях (ясли, детсад) социальные требования, предъявляемые к ребенку, еще не так высоки, чтобы формировать у него логическое мышление в достаточной степени.
Поскольку предлагаемая методика социодиагностики рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста, то в ней при тестировании мы ограничиваемся первыми двумя стадиями развития психики ребенка. Это соответствует таким соционическим уровням, как физический и психологический, с доминирующими признаками сенсорики и этики (по Юнгу и Аугустинавичюте). В силу неразвитости логического и интуитивного мышления у таких возрастных категорий, можно с уверенностью судить лишь об их образно-чувственном восприятии окружающего мира, главными ценностями которого являются хорошие отношения, радость и сенсорные удовольствия. Поэтому в ходе тестирования эффективнее всего выявляются такие признаки, как сенсорика и этика. Это объясняется тем, что в возрасте с 2 до 8 лет ребенок еще не улавливает логических взаимосвязей между вещами, а также не умеет абстрагироваться от действительности и познавать скрытую суть явлений окружающего мира. Соответственно, мы не можем получить от него адекватный ответ на вопрос, заданный в логической либо в интуитивной форме.
Сказанное не означает, что признаки логики и интуиции в таком возрасте не детерминированы вообще. Об их наличии и месте в модели личности конкретного ребенка можно говорить при отсутствии либо слабой выраженности в его ответах и проявлениях противоположных аспектов — этики и сенсорики.
В качестве идентификатора восприятия при создании методики нами был использован так называемый
атлас Гамезо, где автор предлагает ряд детских рисунков-картинок с сопроводительными названиями. В названиях отражены три аспекта восприятия мышлением ребенка сюжета картинки: конкретный, абстрактный и отношенческий. По преобладанию выбранных ребенком тех или иных названий сюжетов автор атласа делает вывод о доминирующем типе восприятия у тестируемого. Понятие конкретности включает в себя оба соционических признака - как логику, так и сенсорику. В первом случае - это просто констатация факта, происходящего на картинке; во втором - выражение тех ощущений, которые вызывает у ребенка содержание рисунка.
Выражение отношения к происходящему в виде симпатии, антипатии, понимания эмоционального состояния изображаемых объектов находит свое отражение в признаке «этика». И, наконец, абстрактное мышление связано с признаком «интуиция». Все четыре указанных признака логика, этика, сенсорика и интуиция близки к юнговской интерпретации и не подразделяются на аспекты, отражающие экстраверсию или интроверсию социотипа ребенка. Поэтому данная методика не дает возможности судить о проявлениях двух последних признаков, а также о признаке рациональности - иррациональности. Оптимальный метод их выявления — игровые ситуации и тренинги. Но это выходит за рамки данной разработки.
Методы тестирования детей.
Тесты, предназначенные для определения типа личности человека, его способностей и возможностей, широко используются в передовых странах мира. Они широко применяются при решении проблем детского воспитания, для определения сильных и слабых сторон школьника, при отборе детей для дифференцированного обучения, поиске юных талантов и дарований.
Мы тестируем детей по тестам, составленным на основе принципа выделения в психике ребенка признаков Юнга. Перечислим эти признаки, или шкалы:
Экстраверсия : обращенность человека на внешний мир.
Интроверсия : сосредоточенность на личных переживаниях и своем внутреннем мире.
Рациональность : системность и постоянство в склонностях и занятиях, самодисциплина.
Иррациональность : спонтанность, импульсивность в поведении, стремление к смене впечатлений.
Логика : ориентация на нормы поведения и здравый смысл, стремление все упорядочивать.
Этика : ориентация на чувства и отношения, определяющие поведение.
Сенсорика : практичность и настроенность на получение чувственных удовольствий (еда, одежда, комфорт), хорошая ориентация в пространстве, воля.
Интуиция : стремление к фантазиям и мечтательности, теоретический склад ума, образное восприятие.
Вы можете определить тип личности ребенка с помощью теста для школьников или диагностической игры (для маленьких детей):
Тест Мегедь-Овчарова для определения типа личности ребенка школьного возраста
1. Рациональность |
2. Иррациональность |
а. Всегда заранее выхожу из дома, чтобы быть спокойным и не спешить. |
а. Мне трудно вовремя встать утром и собраться, поэтому часто опаздываю и расстраиваюсь из-за этого. |
б. Всегда держу свою одежду, книжки и игрушки в одном и том же месте и не люблю, когда их перекладывают. |
б. Я часто разбрасываю свои вещи и поэтому приходится долго их искать. |
в. Я сержусь, когда кто-то отвлекает меня от моих занятий и что-то поручает. |
в. Я могу заниматься сразу несколькими делами: заниматься и слушать кого-то, учить стих и помогать родителям по дому. |
г. Я сразу делаю уроки, не откладывая на потом, чтобы быть свободным и заниматься чем-то другим. |
г. У меня часто меняется настроение и бывает очень трудно заставить делать то, что мне не по душе. |
д. Люблю сам составлять планы моих занятий и стараюсь выполнять все, что задумал. |
д. Могу набрать слишком много всяких поручений и потом не знаю, как с ними справиться. |
|
|
3. Логика |
4. Этика |
а. Я всегда прямо говорю, что о ком думаю, даже если это кому-то не нравится. |
а. Я стараюсь в разговоре никого не обидеть и быть для всех приятным. |
б. Считаю, что меня наказывают правильно если я это заслужил. |
б. Думаю, что наказывать никого не нужно, чтобы потом не обижаться друг на друга. |
в. Не люблю, когда другие люди слишком много говорят и мало делают. |
в. Мне нравится, когда рассказывают о себе, и сам люблю рассказывать о своих делах и успехах. |
г. Я стараюсь ничего не обещать, если знаю, что не смогу этого сделать. |
г. Я часто могу много наобещать, потому что неудобно отказывать другим. |
д. Я люблю решать задачи с числами и головоломками, играть в логические игры (шахматы). |
д. Я больше люблю слушать стихи, рассказы, чем решать арифметические задачи и разные кроссворды. |
|
|
5. Сенсорика |
6. Интуиция |
а. Я всегда слежу за чистотой одежды и книжек и очень переживаю, когда испачкаю что-то или посажу пятно. |
а. Я по рассеянности не всегда замечаю, что у меня помята одежда или нечищенные ботинки. |
б. Я люблю одеваться и собираться сам и сержусь, когда мне в этом мешают. |
б. Мне часто трудно решить, во что одеться, и я обычно советуюсь с другими. |
в. Мне нравятся разные спортивные игры: борьба, бокс, прыжки, гимнастика и я люблю этим заниматься |
в. Мне нравятся такие игры, в которых можно не спешить, спокойно над всем подумать. |
г. Я люблю многое мастерить своими руками: пилить строгать, выжигать, паять (шить, вязать, готовить). |
г. Мне часто приходят в голову, разные интересные мысли, люблю мечтать и фантазировать. |
|
|
7. Интроверсия |
8. Экстраверсия |
а. Я стесняюсь первым заговорить с незнакомыми и попросить что-нибудь. |
а. Мне легко познакомиться с чужими ребятами и заводить новых знакомых. |
б. Мне лучше подчиняться другим, чем командовать и отвечать за что-то. |
б. Мне нравится командовать, быть капитаном в играх, когда меня слушаются другие. |
в. Я стараюсь не выделяться и выступать в хоре или группе, чем один. |
в. Мне легко при всех спеть, станцевать, прочесть стихи, показать какой-то фокус. |
г. Обычно меня с кем-то знакомят, потому что сам я стесняюсь и не люблю этого делать. |
г. Я люблю знакомить людей между собой и собирать веселые и интересные компании. |
д. Я обычно не скучаю, даже если меня оставляют одного, я всегда найду себе занятие. |
д. Я не могу высидеть один дома, в компании я чувствую себя гораздо лучше. |
Расшифровка теста и определение типа личности ребенка по цифровому коду .
Из двух противоположных функций выбрать ту, где оказалось больше отмеченных пунктов и поставить ее порядковый номер. В итоге получится набор из четырех цифр. Каждому набору соответствует определенный тип личности:
1357 — Инспектор |
2357 — Мастер |
1358 — Управляющий |
2358 — Лидер |
1367 — Аналитик |
2367 — Критик |
1368 — Экспериментатор |
2368 — Новатор |
1457 — Хранитель |
2457 — Посредник |
1458 — Коммуникатор |
2458 — Политик |
1467 — Гуманист |
2467 — Лирик |
1468 — Наставник |
2468 — Вдохновитель |
Кроме словесного теста, рассчитанного на старшие возрастные группы детей, мы предлагаем комплексный тест для самых маленьких школьников (1-й - 5-й классы), включающий различные игровые ситуации.
ИГРА «УЗНАЙ СЕБЯ»
Цель: выявить в коллективе типы личности детей для формирования учебных групп с учетом психологических особенностей личности.
Ход игры:
Дать детям несколько заданий на определение психологических функций.
1.Нарисовать:
дом; 5 предметов или живых существ; портреты своих друзей и свой собственный; несуществующее фантастическое животное и придумать его название. Желательно, чтобы придуманное животное и его название не были похожи на уже существующие в природе.
У интуитивных детей в рисунках много фантазии, выдумки, творчества. Изображаемые предметы очень образны, без тщательной проработки деталей.
Сенсорики тщательно вырисовывают отдельные детали и предметы, они обычно копируют то, что им хорошо известно из личного опыта.
Логики любят порядок и симметрию в расположении предметов, предпочитая прямые линии и угловатость очертаний.
Этики любят рисовать предметы с округлыми формами, цветы, солнышко. Люди и животные на рисунках обычно улыбаются или держатся за руки.
2. Придумать:
известны первая и последняя буквы неизвестного слова. Нужно заполнить пропущенные буквы, чтобы получилось это слово. Составить рассказ из слов: поле, лес, солнце, птицы, трава, звери (5-10 предложений).
Раздать листки с кляксами каждому участнику игры. Каждый должен написать на листке, что он видит в кляксе. (Чем больше названий, тем лучше).
Хорошие литературные способности, как правило, заложены в детях с развитой интуицией, которая способствует богатому воображению. Любимой темой в рассказах и определениях детей-этиков будут люди и их отношения. Логики отдадут предпочтение описанию каких-либо предметов или явлений.
3.Сыграть:
предлагается подвижная игра «Постройте самолет». Каждая микрогруппа должна построить самолет из числа участников. Фигура самолета может быть любой по желанию составляющих его детей (с крыльями, без крыльев, с одним или несколькими моторами, с хвостом или без него). Дается полный простор фантазии.
В детских играх роль лидеров и организаторов обычно берут на себя экстравертные дети, а в качестве исполнителей выступают интроверты — сдержанные и недемонстративные. Наиболее оригинальные и разнообразные предложения выдвигают дети с развитой интуицией.
4. Выбрать понравившуюся фигурку:
каждый игрок должен выбрать одну фигурку из четырех предложенных: квадрат, треугольник, круг и зигзаг.
В игре с геометрическими фигурками треугольник обычно выбирают сенсорные дети - с лидерскими задатками, властные и уверенные в себе; квадрат - логически мыслящие дети, уважающие порядок и дисциплину, подвергающие все строгому анализу, сдержанные в чувствах, рассудочные; круг - дети с этическим типом характера — ласковые, открытые, легко входящие в контакт с окружающими, первыми идущие к примирению; зигзаг - интуитивные дети с творческим, неординарным мышлением, поступки которых часто непредсказуемы для окружающих.
5. Перечислить как можно больше любимых блюд.
Еда и ее вкусовые качества очень интересуют сенсориков и часто бывают главной темой их разговоров. Они лучше ориентируются в качестве продуктов и их разнообразном ассортименте.
О рациональности детей можно судить, наблюдая их склонность во всех занятиях доводить начатое до конца. Иррациональные дети чаще склонны переключать внимание и отвлекаться на новые занятия, не закончив прежних. Рационального ребенка трудно переубедить в чем-то, заставить изменить свое мнение.
Иррационалы могут сами легко менять свои убеждения по ходу игры или занятий.
Практика показывает, что все специалисты, работающие с людьми, сталкиваются с одной и той же общей проблемой — неумением составить точный психологический портрет личности. До сих пор и психологией, и психопедагогикой были мало изучены такие важные аспекты, как: сознательные и бессознательные мотивы поведения, преобладающий вид мышления, особенности темперамента, акцентуации, предрасположенность к определенной сфере деятельности, конституциональные особенности внешности; признаки феминизации либо маскулинизации личности, независимо от половой принадлежности; особенности жизненной философии, способы актуализации и адаптации в социальной среде.
И здесь соционика может сыграть роль некоего интегрального метода анализа. Правильно определив с ее помощью тип личности, вы можете также воспользоваться ее конкретными ответами и рекомендациями по указанным выше аспектам.
Прежде всего, правильно поставленный на ранних стадиях развития психологический диагноз, позволит направить ребенка по пути его самоактуализации, т.е. поможет ему выбрать способы и средства выражения своей индивидуальности и найти оптимальную социальную нишу. Пренебрегая диагностикой или сделав ошибку в определении психологических качеств личности, мы тем самым толкаем ребенка на путь адаптации к окружающей среде и разыгрывания вследствие этого несвойственных ему в жизни ролей.
Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучить. Для этого предлагается модель человеческой личности, проявляющей себя на четырех уровнях: физическом (соматическом), психологическом, социальном и интеллектуальном (творческом).
Работы, написанные классиками педагогики — Ж. Пиаже, Э. Эриксоном, Л. Выготским, И. Коном, К. Роджерсом, Р. Бернсом и другими — предлагают различные подходы, анализирующие детское мышление и поведение, дают рекомендации по воспитанию личности.
Уже в раннем детстве, наблюдая за ребенком, можно определить если не полный его социотип, то, по крайней мере, его сильные стороны, выраженные в определенных соционических функциях либо признаках.
Если прибегнуть к помощи уже знакомых вам признаков — сенсорики, этики, логики и интуиции, то можно заметить, что каждый из них проявляется в повседневном поведении ребенка.
Раннее определение типа личности ребенка способствует правильной ориентации на использование его врожденных сильных качеств. Идентифицировать тип ребенка можно в 5-7 лет, когда отчетливо выражены по крайней мере два-три признака Юнга. В этом возрасте уже хорошо заметны такие качества как экстравертность или интравертность ребенка, его стремление выделиться, лидировать, либо подчиниться, уйти в тень.
Наблюдая за играми детей, давая им несложные задания, где проявляются их эмоциональные реакции, умение быстро или медленно реагировать на ситуацию, можно говорить о доминировании или подавлении в парах противоположных друг другу признаков: логика-этика, и сенсорика-интуиция. В зависимость от того, находятся ли эти признаки в сознательном блоке структуры личности или подсознательном, становится возможным отнести ребенка к определенному типу личности или группе типов с одинаковыми основными сильными признаками.
Одним из эффективных методов социодиагностики детей (5 - 10 лет) является метод использования цветных жанровых картинок. Ребенку предлагается набор из 6 - 8 таких картинок с вариантами названий каждой картинки. В названиях закодированы основные юнговские признаки, но содержание названий адаптировано под уровень развития ребенка младшего возраста. Сочетания выбранных им названий говорят о преобладающем типе мышления ребенка и соответственно о возможной сфере применения его сильных сторон.
В средних и старших классах для социодиагностики можно предлагать различные тесты с вопросами, позволяющими оценить уровень логического и интуитивного мышления. Знание социотипа школьника позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении и воспитании, формировать специализированные классы и группы, делать оптимальный подбор учителя для класса.
Хорошее взаимодействие учителя со всем классом предполагает положительное сочетание социотипа самого учителя и интегрального социотипа класса, который можно определить, зная тип личности каждого ученика. Конечно, такой подбор практически возможен и желателен в младших классах, где занятия ведет один учитель. Для средних и старших классов необходимо осуществлять подбор учителя, выполняющего функции классного руководителя, сочетающего роль предметника и воспитателя.
Используя методы соционики в школе, можно наладить службу психологической помощи в таких формах, как «телефон доверия», консультации для родителей и самих детей по личным, семейным и образовательным проблемам, вести профориентирование на основе социодиагностики.
Полагая, что соционический тип ребенка заложен в его генетическом коде еще до рождения, мы также считаем, что полностью личность формируется лишь при развитии всех четырех ее компонентов — сенсорики, этики, логики и интуиции. Конечно, процесс формирования каждого ребенка проходит индивидуально, но, в основном, он завершается к 15 - 17 годам.
Внешние факторы - семья, школа, друзья, учителя, литература, средства массовой информации - выступают в роли важных стимуляторов формирования личности. Они не меняют ядра личности, но отражаются на ее «оболочке» — нюансах мышления и поведения.
Было замечено, что существует связь каждого уровня развития модели личности с определенным соционическим признаком, в котором отражается свой специфический способ переработки информации:
1. Физический уровень связан с сенсорикой, т.е. умением хорошо владеть своим телом, пространством, вещами, людьми, а также ощущениями, данными нам от природы.
2. Психологический уровень связан с этикой - умением строить отношения с другими, выражать чувства и хорошо понимать оттенки эмоций людей, сопереживать им.
3. Социальный уровень связан с логикой, понятием, определяющим соотношения между явлениями и вещами объективного мира и устанавливающим определенные нормы этих соотношений, со способностью логически мыслить, слушать и трезво, аналитически оценивать поступающую информацию.
4. Информационный уровень связан с интуицией — умением предвидеть события, улавливать скрытые мотивы процессов и людей, постигать суть явлений не прямым путем или через практику, а через догадку, озарение, используя подсознательный опыт человека, концептуальное и абстрактное мышление.
Автор: Анатолий Овчаров. Источник: www.socionic.ru