Как показывают наблюдения, игра может оказать серьезную помощь в борьбе с детскими страхами вплоть до полного их исчезновения.
Данный метод избавления от страхов включает в себя несколько этапов, первый из которых — это простые подвижные игры. Желательно проводить их на воздухе, но, если нет такой возможности, можно проводить и дома, желательно, в присутствии нескольких сверстников.
Игры проводятся в комплексе.
На первом этапе — пять простых подвижных игр, не требующих концентрации внимания.
Первой может быть игра в мяч, в кегли, в воздушные шары (подбрасывание их в воздух).
После того как игра с подбрасыванием предметов в воздух закончена, следует поиграть с детьми в "цепи" (дети держатся за руки; один из них, разбегаясь, проникает в круг, разбивая "цепи").
Затем можно провести игру-соревнование в виде борьбы на саблях, можно попросить детей покидать друг в друга подушками.
После этого следует предложить детям простые прыжки на скакалке.
Последней, пятой по счету, должна стать призовая подвижная игра — к примеру, шутливая эстафета.
Задача первого этапа — повысить общий эмоциональный фон, активизировать психические процессы и создать положительный настрой. Помните, что ребенка обязательно нужно хвалить, независимо от результатов, достигнутых им в игре.
Как показывают наблюдения, уже после первого этапа детские страхи уменьшаются и становятся не такими яркими.
На втором этапе следует предложить детям поиграть в пятнашки, в жмурки, в прятки.
Игра в "Пятнашки" проводится в помещении (комнате). Вам понадобится несколько стульев, которые необходимо расставить в беспорядке таким образом, чтобы ребенок мог пробежать между ними. Главное условие игры — не прикоснуться ни к одному стулу, пробегая. Если тот или иной участник игры касается стула, он становится водящим. Перед началом игры ребенку следует объяснить, что нельзя касаться не только стула, но и пространства, находящегося над ним. Дети должны, включив воображение, представить, что высота стула не ограничивается той, что они видят, а простирается до потолка. Водящий, или пятнающий, который догоняет одного из участников игры, может передвигаться по комнате с переменным темпом, то замедляя, то ускоряя его. Различные выкрики — "Догоню", "Поймаю", "Берегись" и т.д. — поощряются. Эта игра — своеобразная эмоциональная "разминка" перед последующими играми.
Игра в "Жмурки" широко распространена и известна каждому. Согласно правилам, одному из детей завязывают глаза платком или непрозрачным шарфом. С завязанными глазами он ловит партнеров по игре. При этом в комнате расставлены стулья, а это значит, что водящий должен быть осторожным. Двигаясь вперед с протянутыми руками, он по различным звукам (хлопки, выкрики и т.д.) пытается определить местоположение игроков и поймать одного из них.
Есть и другой вариант игры, когда все участники (кроме ведущего) стоят на своих местах неподвижно и не выдают себя ни единым звуком. Играющие не могут перебегать с места на место, им разрешается только приседать или уклоняться от руки водящего. После того как один из участников пойман, водящий обязан опознать его, не открывая глаз. Обнаруженный участник игры на время из нее выходит.
Тишина и напряженное ожидание создают у участников игры особую атмосферу, наполненную тревогой и радостью. Помните, что в этой игре, как и во всех остальных, очень важное значение имеет похвала. Обязательно следует хвалить ребенка, который хорошо спрятался или удачно уклонился от водящего, а также самого водящего, когда он опознает очередного игрока.
Игру в "Прятки" лучше проводить в большом помещении или на открытой площадке, где имеются различные предметы, за которыми можно спрятаться.
Досчитав до десяти, водящий начинает поиск игроков. В роли водящего выступают все участники игры поочередно.
Отличные результаты дает игра "Кто вперед?" Согласно ее правилам, несколько детей, выстроившись в один ряд и повинуясь команде ведущего, начинают прыгать, как зайчики, вперед — до того места, где лежит приз. Кто быстрее допрыгает до приза, тот его забирает. Важный момент игры — "пусковое" слово, то есть команда ведущего, которая подается завуалировано, с эффектом неожиданности. К примеру, в качестве команды можно выбрать слово "зайчики". При этом ведущий произносит команду не сразу. Он ведет неторопливый и медленный рассказ, заставляя играющих концентрировать свое внимание на его словах. Образец речи ведущего:
"Далеко-далеко... В темном, зеленом лесу... Живут разные звери... Белки, ежики... Медведи, зайчики, разные птицы..." (Сигнальное слово может не выделяться интонационно, что еще более осложнит задачу и заставит детей повысить концентрацию внимания). Можно просто перечислять зверей. В качестве пускового слова можно выбрать любое — это может быть называние цвета (в этом случае ведущий перечисляет разные цвета), явления природы и т.д.
Эта игра — прекрасное средство повышения настроения, преодоления скованности, подавленности, создания положительного эмоционального настроя. Не следует, однако, проводить эту игру более тридцати минут — это может привести к перевозбуждению нервной системы и дать отрицательные результаты.
Еще одна игра — "Вопрос-ответ". Дети выстраиваются в одну линию напротив взрослого, который держит в руках приз и задает детям простые вопросы, например, какого цвета листья на деревьях? Откуда берется молоко? Что бывает после лета? Не следует подходить излишне принципиально к ответам на вопросы. Главное в этой игре — опередить других, а ответ может быть приблизительным или шутливым, смешным, например, на вопрос: "Откуда берется молоко?" ребенок может ответить: "Из холодильника!" Ребенок, опередивший остальных в ответе на вопрос, продвигается на один шаг вперед. Таким образом один из играющих приближается к взрослому раньше других и получает заслуженный приз а вместе с ним и другие дети получают заряд бодрости и положительных эмоций.
Очередность проведения описанных выше игр следующая: после игры в "Пятнашки" проводится одна (любая) из тех игр, которые были описаны выше. Игры проводятся ежедневно или через день, выбор игры зависит от желания детей, однако не следует слишком часто повторять одну и ту же игру.
Все описанные выше игры способствуют активизации эмоционального тонуса ребенка, укреплению его уверенности в собственных силах. В течение двух месяцев результаты игровой терапии становятся наглядными и очевидными: эмоциональное напряжение ребенка ослабевает, он начинает более открыто выражать свои чувства и смотреть на мир оптимистично.
При проведении игр помните, что главное — поддерживать у детей интерес к ним. Поэтому не следует играть слишком долго или проводить в один день сразу несколько игр. В том случае, если игра ребенку надоела, обязательно отложите ее до того времени, пока ребенок снова сам не захочет играть в нее.
Следующий, и наиболее важный этап игровой терапии страхов — это так называемые ролевые игры. Этот метод широко применяется в психологии как один из эффективнейших методов преодоления фобий. Ролевые игры проводятся в группе детей и взрослых.
Для того, чтобы проводить с ребенком ролевые игры, взрослый должен четко знать психологию сказочных персонажей, распределение ролей (по схеме: добро -зло), а также источники страха ребенка.
Подготовительный период ролевых игр заключается в следующем: взрослые вместе с детьми читают сказки, наблюдая за реакций детей при появлении персонажа страха. В младшем возрасте продолжительность чтения не должна превышать 20 минут, в старшем — 30 минут. Желательно на время чтения сказки постараться обеспечить музыкальное сопровождение событий. Отбор музыкальных фрагментов производится по принципу эмоциональной окраски музыки и соответствия ее происходящим в сказке событиям.
Чтение сказки не должно быть односторонним. Дети, внимательно слушающие и переживающие перипетии, происходящие с героями, периодически должны включаться в ход повествования. К примеру, взрослый может спросить, как поступить герою в сложной ситуации, какую дорогу лучше выбрать и т.д., а также подсказать, какие события ожидают ребенка, чем закончится повествование. Таким образом обеспечивается очень важный психологический момент — косвенное участие ребенка в сказочных событиях. Взрослому необходимо внимательно следить за реакциями страха, возникающими у ребенка в тот или иной момент повествования. Уже на этом этапе возможно и непосредственное включение ребенка: ему предлагается изобразить кого-либо из героев, выражение его лица, поведение и т.д. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка играть "роль", если он сам этого не хочет.
На следующем этапе ролевых игр из прочитанных сказок выбираются те, которые вызвали наибольший интерес и наиболее интенсивный эмоциональный отклик у ребенка (детей). Выбирая ту или иную сказку для проведения ролевой игры, взрослый должен руководствоваться не только своим мнением, но и мнением ребенка. В доступной для детей форме нужно провести обсуждение характеров сказочных персонажей — это необходимо для более четкого последующего ролевого отображения.
По мере обсуждения характеров сказочных персонажей взрослому следует спрашивать у ребенка, как бы он поступил в той или иной ситуации и почему, стимулируя таким образом воображение ребенка и поощряя его активность.
После этого переходят к следующему этапу — подготовке декораций. Вместе с ребенком (детьми) взрослый рисует маски, из подручных материалов делаются различные элементы. В подготовке ролевых игр можно использовать как самостоятельно изготовленные, так и готовые маски сказочных персонажей.
Распределение ролей — очень важный момент в подготовке. Одну или несколько ролей должны взять на себя взрослые. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность направлять ход событий. Роль выбирается самим ребенком без принуждения взрослого. При повторном проведении игры желательно иное распределение ролей — так повышается гибкость мышления ребенка, стимулируется его воображение.
Цель данного этапа — добиться того, чтобы ребенок самостоятельно выбрал роль "злодея".
Именно при вхождении ребенка в образ источника собственного страха достигается поставленная цель. Ребенок, войдя в образ непредсказуемого, загадочного и таинственного персонажа, автоматически трансформирует его восприятие.
Во время проведения игры не следует слишком строго соблюдать сценарий, точно так же свободно, с долей импровизации, должны подбираться и реплики героев. Непредсказуемый поворот событий — совсем неплохой момент в игре, поэтому не следует слишком строго ограничивать заданными рамками характер героев и сюжет. В данном случае можно обойтись и без зрителей — сами участники драматического действия становятся и зрителями, наблюдая друг за другом.
После проведения нескольких игр по известным сюжетам следует перейти к разыгрыванию сказочных сценок, придуманных ребенком самостоятельно. Взрослый не должен активно вмешиваться в работу ребенка над сюжетом сказки. Не следует его ни в чем ограничивать: продолжительность новой сказки, характер героев, их количество, ход событий — все должно соответствовать его усмотрению, как и роль, которую он выберет для себя в новой игре.
Время проведения игры не должно превышать 30 минут. Не обязательно умещать в одной игре целую сказку — можно проиграть только один из эпизодов повествования. Главное здесь, как говорится, не количество, а качество.
Успех в достижении поставленной цели может быть достигнут в том случае, если:
—обеспечивается полное эмоциональное погружение ребенка в игру, т.е. на время игры он воспринимает происходящие события и действующих лиц как реальные;
—взрослые и дети во время ролевой игры находятся в равных позициях, т.е. взрослый участвует в игре параллельно, не принуждая ребенка ни к чему и не давая ему никаких указаний;
—игра подчинена импровизации, свобода действий и поступков ребенка не ограничивается;
— полностью соблюдаются организационные моменты игры — ее продолжительность и периодичность;
— обеспечивается свобода выбора и чередование "добрых" и "злых" ролей.
Рекомендуемые статьи: Нарушение сна и ночные кошмары :: Рисование страхов :: Метода анатомирования и манипулирования страхами .