Запоздалая или затрудненная речь, заикание, невнятная дикция, сложности в произношении отдельных звуков — все эти дефекты встречаются у детей довольно часто. Иногда они вызваны физиологическими причинами — неправильным строением нёба либо некоторыми видами паралича, но чаще всего объясняются психологическим состоянием ребенка. Развитие речи — процесс очень сложный, зависящий от целого ряда психологических УСЛОВИЙ. Чаще всего это те обстоятельства, которые побуждают ребенка сохранять свои детские привычки. Существуют тысячи ситуаций, когда усиливается инфантилизм, когда беспокойство и тревога тяготят детей. И дефекты произношения, возникшие у ребенка, если они вызваны именно этими причинами, чаще всего лишь начало целой серии более серьезных признаков, которые дадут о себе знать позже.
Миша Р. начал заикаться в 4,5 года. Он был очень живым, подвижным ребенком. Однако еще раньше у него появились три симптома нервного напряжения: дергались лицевые мускулы, часто что-то тревожило его, возникали какие-то непроизвольные движения. Родители мальчика были требовательными формалистами и особенно сурово наказывали сына, когда тот ссорился или дрался с младшим братом. Любые объяснения Миши о причинах ссор они считали неубедительными и подвергали сомнению.
Спустя некоторое время Миша начал заикаться. Слова торопливо слетали у него с языка, а потом он словно «застревал» на каком-нибудь одном слоге и без конца повторял его, не переводя дыхания, как это делают заики или недоразвитые дети.
Волнение, тревога, страх, гнев — все эти эмоции в первую очередь отражаются на речи, потому что тесно связаны с дыхательным аппаратом. И в самом деле, стоит нам разволноваться, как у нас учащается дыхание, сохнут губы, рот и язык. Иными словами, речевой механизм находится в прямой зависимости от наших чувств. То же самое наблюдается и у ребенка — его речь сильно затрудняется, причем происходит это совершенно непроизвольно. В некоторых случаях эта взаимосвязь устанавливается особенно быстро и закрепляется прочно — тогда и возникает заикание.
Вполне естественно, что детям трудно бывает произносить звук «с», когда у них выпадают молочные зубы. А вот Катя Т. продолжала шепелявить до подросткового возраста. Она была младшей дочерью в семье, где росло еще четверо мальчиков, причем родилась спустя шесть лет после появления последнего брата, была всеобщей любимицей, все безмерно баловали ее. Родители не только одобряли ее инфантильное поведение, но вообще обращались с ней, как с живой игрушкой. Чрезмерная любовь, которой окружили девочку, остановила ее развитие. В 15 лет в ее речи были заметны следы детскости и слышалось заикание. Катя часто хныкала, плакала, впадала в истерику, и вообще уровень ее психического развития оказался намного ниже, чем обычно у детей ее возраста.
Нередко бывает, что ребенок начинает говорить с запозданием из-за совершенно случайных обстоятельств, связанных с его окружением. К примеру, соседские дети, с которыми он играет, произносят слова еще хуже, чем он, и это может привести к большим трудностям в развитии дикции. Вспоминаю случай, когда речь 4-летнего мальчика была абсолютно непонятна по еще более странной причине. Ребенок этот жил в изоляции от других детей и большую часть времени проводил с матерью, у которой совсем не было зубов, и она даже не заботилась о том, чтобы вставить их. Что говорила мать — понять было трудно, что повторял ребенок — практически невозможно. Случается также, что на развитие речи малыша влияет старший брат, который, напротив, разговаривает так легко и стремительно, что младший не в силах подражать ему.
Все эти обстоятельства, несомненно, можно так или иначе изменить, причем чем быстрее, тем лучше. В подобной ситуации легче предотвратить болезнь, нежели потом бороться с ней. Иногда при заикании и проявлениях инфантилизма необходимо вмешательство врача, который способен научить ребенка правильно дышать и произносить звуки. Но больше всего внимания следует обратить на психологические условия, создающие у ребенка трудности в произношении. Одним словом, развитие речи следует рассматривать как составную часть обще го развития личности.