ВОПРОС:
Здравствуйте!
Моему сыну 7 лет, закончил первый класс. Учитель жалуется на постоянную
возню во время урока - быстро и
неаккуратно все напишет и ищет, с кем пообщаться. Мальчик очень
эмоциональный и переживающий, в начале года часто говорил, что его все
в классе ненавидят, правда, последнее время я этого не слышала. Итак,
получается, наша проблема - неумение сконцентрировать внимание, и
правда, положишь перед ним одежду и нужно 10 раз сказать - одевайся, а
он может пойти в другую комнату искать брюки, иногда доводит до крика
- все спешим... Замечаю уже несколько месяцев держит руки во рту -
сначала пальчик, а теперь и вовсе полруки . Ребенка загружаем - водим в
разные секции, чтоб не было проблем в общении и было куда энергию
выплескивать. Как быть и как лучше решить эти 2 проблемы?
Ирина
ОТВЕТ:
Добрый день, Ирина!
Тот факт, что Ваш очень эмоциональный и переживающий сын уже несколько
месяцев держит руки во рту, скорее всего, свидетельствует о
его психологическом неблагополучии. Нравится ли ему в секциях, куда Вы
его водите? Есть ли у него друзья в классе, во дворе, в секциях?
Справлялся ли он со школьными заданиями? Можно написать быстро,
неаккуратно, но правильно, и отвлекаться, потому что уже неинтересно.
А можно отписаться абы как, потому что все равно непонятно и понятнее
вряд ли будет. Причины проблемы с концентрацией внимания в одном и
другом случае будут разными, и решаться должны по-разному. В первом
случае надо придумывать, как заинтересовать мальчика дополнительными
познавательными заданиями, а во втором, - как его развить,
сформировать познавательную активность. К слову, ситуации, когда и
одежда положена перед носом и 10 раз сказано "одевайся", а ребенок
идет искать брюки в другую комнату, могут возникать, если он в это
время думает о чем-то для себя важном, или занят существенным, опять
же для себя, делом. И эти мысли и дела бывают важнее для развития и
формирования личности ребенка, чем уроки и всякие секции. Правда,
родителям придется набраться терпения. Попробуйте посмотреть на
происходящее глазами своего сына, поставьте себя на его место в
ситуациях, которые Вас больше всего беспокоят. Не лишним будет
доверительный разговор с сыном, прежде всего, отца. Особенно на темы:
какие трудности возникали у родителей Вашего сына, когда они были
семилетними, и как они с ними пытались справляться.
С наилучшими пожеланиями,
Филякова Елена Геннадьевна.
ВОПРОС:
Уважаемая Елена Геннадиевна!
Спасибо за советы, было бы
замечательно,если можно было бы еще воспользоваться вашей помощью.
В секциях ему как раз нравится, с ребятами общаться любит, но если ему
вдруг кажется, что они против него, будет нервничать, очень громко
проявляет эмоции, когда общается с ребятами. Со школьными заданиями
справлялся, в основном правильно, но неаккуратно, хотя был момент,
когда прослушал объяснение и впоследствии неправильно решал уравнение.
Сейчас школы нет, вроде бы и руки уже две недели во рту не держит, но
вчера заснул с пальцем во рту, а сегодня в первый раз с момента
окончания учебного года держал во рту палец (были в гостях у двоюродной
сестры, они часто препираются и не любят уступать друг другу, мы его
поругиваем - он старший и должен быть умнее). В ситуациях общения у
него две крайности - он либо слишком уверен, либо даже не знает, как
поступить. Один раз мальчик пригласил его в гости, он не хотел к нему
идти один, без меня, и очень переживал, не зна я, как быть - боялся
отказать мальчику, потому что тот дружить не будет и 4 урока
переживал, пока я этому мальчику не сказала, что у нас занятия и мы не
можем. Хочется как то помочь ему уравновесить чрезмерную уверенность и
боязливость (уверенность - от папы, переживания - от меня). Часто
думаю, что он гиперактивный, из за этого и невнимателен. Если можете
что-то посоветовать, буду очень благодарна. Еще раз спасибо.
Ирина
ОТВЕТ:
Добрый день, Ирина!
"Гиперактивность" - это просто слово, само по себе оно ничего
не объясняет. А в чем причина его гиперактивности? Из Ваших слов
следует, что в классе ему, по всей видимости, не очень интересно: он
смышленый, быстро соображает, ему скучно ждать, пока все подтянутся.
Ему требуется дополнительная познавательная нагрузка, которая будет
ему интересна. В идеале, учитель должен заполнять эти его паузы чем-то
по-настоящему интересным и, кстати, требующим дополнительного внимания
(сложные лабиринты, включенные в какой-нибудь занимательный игровой
сюжет; отыскивание ошибок в интересном тексте; логические задачи, в
том числе и пространственные и т.п.). Кстати, подобные "игры" вы
можете практиковать для семейного досуга.
Что касается "уравновесить чрезмерную уверенность и боязливость", то
рекомендации остаются прежними: Попробуйте посмотреть на происходящее
глазами своего сына, поставьте себя на его место в ситуациях, которые
Вас больше всего беспокоят. Не лишним будет доверительный разговор с
сыном, прежде всего, отца. Особенно на темы: какие трудности возникали
у родителей Вашего сына, когда они были семилетними, и как они с ними
пытались справляться.
Кстати, Ваше желание выручить сына, как в случае, когда он переживал
по поводу дня рождения одноклассника, - понятно. Однако Вы не сможете
всегда быть рядом с ним в сложных ситуациях выбора. То, что Ваш сын
переживал, по сути, неплохо. Ведь это его процесс выстраивания
взаимоотношений со сверстниками: он должен сам его инициировать,
регулировать, контролировать и отвечать (переживать) за результат.
Вмешательство взрослых в этот процесс только на первый взгляд кажется
помощью.
С наилучшими пожеланиями,
Филякова Елена Геннадьевна.