Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31 вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Возрастные нормы количества страхов в черном домике:
Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".
Ты боишься:
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи:
выраженные страхи | у девочек | у мальчиков |
страх одиночества | в 100% случаев | 90% |
страх смерти родителей | 100% | 70% |
страх умереть | 100% | 30% |
страх родителей | 60% | 90% |
страх снов | 100% | 80% |
страх войны | 70% | 90% |
страх темноты | 90% | 60% |
страх перед животными | 90% | 70% |
страх чудовищ | 40% | 60% |
страх высоты | 70% | 40% |
страх глубины | 30% | 30% |
страх замкнутого пространства | 30% | 40% |
страх огня и пожара | 100% | 70% |
страх перед врачами | 20% | 20% |
страх крови | 50% | 30% |
страх перед уколами | 50% | 30% |
страх боли | 40% | 50% |
страх резких звуков | 30% | 30% |
выраженные страхи | у девочек | у мальчиков |
страх перед нападением | 70% | 90% |
страх умереть | 100% | 50% |
страх смерти родителей | 100% | 60% |
страх перед папой и мамой | 90% | 90% |
страх наказания | 70% | 100% |
страх чудовищ | 50% | 80% |
страх глубины | 90% | 40% |
страх перед стихией | 80% | 60% |
страх высоты | 90% | 40% |
страх пожара | 100% | 60% |
боязнь врачей и боли | 80% | 50% |
боязнь крови | 100% | 20% |
боязнь уколов | 90% | 40% |
страх перед неожиданными звуками | 100% | 60% |
страх темноты | 60% | 40% |
страх увидеть страшные сны | 70% | 40% |
страх замкнутого пространства | 70% | 20% |
страх войны | 70% | 60% |
страх огня | 60% | 60% |
страх больших улиц | 20% | 20% |
Авторы методики: А.И. Захаров и М.Панфилова