Игры-забавы для младенцев

Все малыши очень любят играть со взрослыми. В течение столетий из поколения в поколение переходят игры-забавы. Однако всё чаще стали встречаться родители, которые даже не представляют себе, как можно играть с младенцами. Очень жаль, что из-за этого малыши лишаются многих радостей, беззаботного веселья в то время, которое будто специально отведено природой для развлечений. Видимо, нет необходимости доказывать, что игры не только приносят радость младенцам, но и оказывают благотворное влияние на их развитие, помогают устанавливать тёплые, близкие отношения с окружающими.

Вот, пожалуй, сама первая игра, в которую с удовольствием играют совсем маленькие дети, - "Ку-ку". Уже трёхмесячные младенцы с интересом смотрят и веселятся, когда взрослый закрывает ладонями глаза и говорит: "Ку-ку, нет меня, - и тут же открывает лицо, с улыбкой глядя на малыша: - Вот он я!". Можно спрятаться за спинку кроватки и, произнеся "Ку-ку!", выглянуть со словами "Вот где я!". Ребёнок будет отыскивать взрослого, спрятавшегося в разных местах, ориентироваться на звуки его голоса и радостно вскрикивать при его появлении. В эту игру дети играют до конца первого года и позже с неубывающим удовольствием. Со временем её можно видоизменить, пряча личико ребенка под косыночкой, и он сам будет сдергивать её со смехом.

Игра в "Козу" также очень популярна в первом полугодии жизни. Изобразив мизинцем и указательным пальцем "рога", взрослый приговаривает: "Идёт коза рогатая за малыми ребятами, - приближая бодающую руку к грудке или животику малыша; с возгласом: - Забодаю, забодаю!" - он легонько щекочет его, а малыш заливается смехом. То же самое проделывается при игре "Баран-баран", во время которой взрослый понарошку "бодает" ребёнка головой.

Как только малыш сможет сидеть на руках у взрослого, можно начинать игры типа "По кочкам" или "Поехали, поехали". Посадив младенца на колени, слегка подбрасывайте его, приговаривая: "Поехали, поехали - с орехами, с орехами. По ровненькой дорожке". В чуть более старшем возрасте можно добавлять: "По кочкам, по кочкам, - покачивая малыша, приподнимая по очереди свои колени, и затем: - В ямку - бух!" - расставив ноги и слегка провалив малыша между ними. Сначала с осторожностью изобразите "падение", чтобы не напугать ребёнка. Со временем резкое "падение" будет вызывать особенную радость и бурное веселье.

Научившись с упором стоять на ножках, младенцы любят пружинить на коленях у взрослого. Это "упражнение" они проделывают без устали, пока не иссякает Ваше терпение. В это время можно начинать игру "Баба сеяла горох". Произносится незамысловатый текст: "Баба сеяла горох-прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок - прыг-скок, прыг-скок. Баба шла, шла, шла, пирожок нашла, села-поела, опять пошла". При этом Вы помогаете малышу пружинить ножками в такт произносимому. На словах "прыг-скок" - приподнимаете его над своими коленями, "села-поела" - сажаете, "опять пошла" - ставите на ножки и начинаете все сначала. Игру можно варьировать, слегка подбрасывая малыша, проваливая его между колен. Всё это не только радует ребёнка, но и способствует развитию чувства ритма, пониманию слов, умению согласовывать движения со словами и ритмом.

Всем знакомы "Ладушки". Во втором полугодии жизни ребёнка эту игру используют практически все родители. На всякий случай расскажем и о ней. Хлопаете в ладоши и приговариваете нараспев: "Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки!" Затем приподнимаете руки: "Полетели, полетели, - и опускаете их на голову ребёнка: - На головку сели". Если малышу нравится игра, можно произносить полный текст, продолжая хлопать в ладоши: "Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки. - Что ели?- Кашку. - Что пили? - Бражку. И попили, и поели, полетели, полетели-на головку сели". Можно проделывать все действия руками ребёнка, и он со временем научится подражать Вам. Сначала он будет только "хлопать" в ладошки, часто не попадая рукой об руку, затем действия станут точнее и увереннее. В этой игре дети учатся и подражать взрослому, и выполнять точные движения, и понимать речь.

"Сорока-ворона" способствует ещё и развитию тонких движений кистей. Водите указательным пальчиком одной руки ребёнка по ладошке другой и приговариваете; "Сорока-ворона кашку варила, деток кормила". Затем загибаете пальчики: начиная с мизинца: "Этому дала, этому дала, этому дала, - доходите до большого пальца: - А этому не дала,- трясёте пальчик: - Он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил, печь не топил, вот ему кашки и не дала!" Вскоре малыш научится и сам воспроизводить пальчиками эти действия. А пожелав поиграть с Вами, проделает всё необходимое с Вашей рукой.

К концу года очень полезны для детей речевые игры. Показывая тот или иной предмет членораздельно произносите его название и просите малыша повторить. Не добивайтесь правильного произношения, продолжайте игру, и вскоре малыш сам станет всё лучше и лучше называть предметы. Затем спрашивайте: "Где ляля?" - и пусть ребёнок отыщет куклу взглядом или покажет ручкой.

В этом возрасте уже можно рассматривать с ребёнком картинки в книжках. Особенно удобны для этого картонные книжечки с крупными яркими рисунками. Привлекая внимание ребёнка к изображениям животных, людей, игрушек, называйте их и просите малыша найти, где нарисован тот или иной объект. Показывая картинки с изображением животных, имитируйте голосом звуки, присущие им. Киска говорит "Мяу-мяу", собачка - "Гав-гав", мышка - "Пи-пи-пи" (тоненьким голосом), мишка - "У-у-у" (низким голосом), лягушка - "Ква-ква", свинка - "Хрю-хрю", лощадка-"И-го-го", коровка - "Му-у", козочка - "Ме-е-е", барашек - "Бе-е-е", пчёлка - "Ж-ж-ж", комарик - "З-з-з" и т.д., насколько хватит Вашей фантазии и голосовых возможностей. Подобные игры полезны и для развития слуха, и для артикуляции, и, конечно же, для понимания речи. Вскоре на вопрос, как делает лошадка (киска, собачка и т.д.), малыш с удовольствием воспроизведёт те звуки и интонации, с которыми произносите их Вы.

Любые игры-потешки, которые встретятся Вам в детских книжках, используйте для игр с малышом. Пойте песенки, "танцуйте" с ребёнком - все эти занятия пойдут ему на пользу. Но не забывайте при этом и совместные игры с предметами.


Источник: из книги "Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества"



loading...
Всего комментариев: 1 Написать комментарий
Svetlanka (2010-12-14 12:03:28) ответить
detskie igri