Тест Роршаха - тест с чернильными пятнами - используется для изучения личности. Он считается лучшим из всех тестов, существующих на сегодня, несмотря на то что обычно используется в сочетании с другими методиками. Действительно, психолог чаще применяет целый набор тестов, чтобы получить наиболее полное представление о личности человека, который подвергается изучению, а также ряд методов контроля и проб по результатам каждого теста.
Тест Роршаха (чернильные пятна) получил свое название по имени изобретателя - его разработал швейцарский ученый доктор Герман Роршах. Тест состоит из десяти симметрично раздавленных на бумаге чернильных клякс — и цветных и черных. Человек, проходящий обследование, должен, рассмотрев каждое такое пятно, ответить на вопрос, что он в нем видит или что оно напоминает ему. Точно так же, как ясным летним днем рассматривая облака, плывущие по небу, в них можно обнаружить что-то похожее на корабль, на скачущего всадника и на тысячу других предметов. При этом каждый человек видит что-то свое.
Тест крайне прост и вполне доступен любому. Правда, чтобы разглядеть что-то в пятнах, одному человеку потребуется 10 минут, другому — несколько часов. Ограничений во времени никаких нет. Заранее подготовиться к ответу невозможно, поэтому ответы испытуемых никогда не бывают правильными или неправильными. Они всегда объективны. Собрав их и отметив, сколько затрачено времени, психолог анализирует весь полученный материал. После чего составляет заключение о том, что собой представляет личность испытуемого.
Но каким же образом эта система тестов может что-то сообщить о переживаниях, огорчениях человека, о его отношении к действительности? Сначала рассмотрим вкратце теоретические предпосылки метода, а потом приведем несколько примеров. Основная идея теста Роршаха проста — что бы мы ни делали, мы во всем так или иначе раскрываем себя, свой характер, свою психику, желания, устремления. Правда, многие наши поступки весьма стереотипны и условны. К примеру, наши разговоры о погоде, здоровье, о том, как мы провели воскресенье. Но внимательный исследователь и в таких разговорах — как правило, совершенно безликих — заметит многое. Хотя бы то, например, что нас ничто особенно не волнует, мы ничем не встревожены. И это верно — вряд ли мы стали бы распространяться о погоде, если бы оказались, допустим, безработными или имели бы какие-то другие серьезные поводы для переживания.
Иными словами, не во всем, что мы делаем, в равной мере проявляется наша личность. Мы знаем также, что нередко наше поведение обусловлено обстоятельствами данного момента. К примеру, вспоминая вчерашний званый вечер, вы говорите: «Синьор Имярек ужасный зануда!» И жена, хорошо знающая вас, оправившись от изумления, говорит: «Но, глядя, как вы разговаривали с ним, можно было подумать, будто ты получаешь огромное удовольствие от беседы...»
Действительно, мы не всегда сбрасываем маску и обнаруживаем свои истинные чувства. Лучше всего мы раскрываемся в такой ситуации, когда нас не ограничивают никакими условными рамками. Поэтому для понимания нашей личности больше всего подходит что-то совершенно незнакомое, необычное, выходящее за пределы нашего жизненного опыта. А если оно к тому же и совершенно безобидное, так сказать, индифферентное, — мы почувствуем себя совсем свободно. При этом наша реакции на что-то неясное, неопределенное всегда оказывается еще более непроизвольной и показательной для психолога.
Например, один человек, осматривая какую-то комнату, говорит, что она производит на него вполне приятное впечатление, а другой считает: нет, очень унылое. Один человек смотрит на сверкающий стеклами фасад какого-нибудь современного учреждения и видит прекрасный образец новейшей архитектуры, торжество человека над природой, другой воспринимает здание как гигантский аквариум, третьему вообще делается не по себе — ему кажется, что сооружению недостает прочности, четвертый думает о том, каких трудов стоит вымыть все окна, пятый совершенно равнодушно скользит взглядом по фасаду и пожимает плечами, шестой находит в нем одни недостатки и так далее.
Казалось бы, эти люди смотрят на одно и то же, но суждения у всех разные. Значит, то, что мы видим, — это ТОЛЬКО часть того, что можно увидеть, и в первую очередь то, что видим именно мы. Видят при этом не только наши глаза, а все наше социальное «я» со всем нашим жизненным опытом, нашими представлениями о жизни, о людях. В этом суть проблемы — во всем, что мы видим, точнее, как мы видим и как оцениваем или воспринимаем увиденное, непременно отражается наша личность.
Аналогично проходит испытание тестом Роршаха и ребенка. Его ответы внимательно изучают. Для этого их систематизируют по содержанию и распределяют на несколько категорий — в зависимости от того, о чем идет речь — о всей ли картинке, которую он рассматривает, о крупных или мелких деталях ее, о цвете, форме, движении, человеческих фигурках и так далее. Одни ответы обычны, другие оригинальны и т. д.
Исследованиям по тесту Роршаха было подвергнуто огромное количество людей — многие и многие тысячи, — так что сегодня мы можем судить о личности человека по тому, как он воспринимает чернильные пятна. Точно так же, как если бы мы предложили испытуемому рассказать о себе с помощью определенного кода. Расшифровка этого кода индивидуальных ответов — довольно сложная работа, и все же некоторые ее аспекты абсолютно понятны даже неспециалисту. Возьмем крайний случай. Если человек на 25 или 30 вопросов дает ответы, ни один из которых не похож на те, которые дали уже тысячи других обследованных людей, к какому мы придем выводу? Мы заключим, по-видимому, это может быть либо очень оригинальный мыслитель с исключительными творческими способностями, либо человек, страдающий тяжелым психическим расстройством. Ведь очень трудно жить в согласии с окружающими, если на все смотришь не так как они.
Возьмем другой пример. 12-летний мальчик во всех 35 предложенных ему картинках ни разу не увидел ничего похожего на человека. Разве не справедливо на основе теста Роршаха сделать вывод, что у этого ребенка заторможено развитие и сложились тяжелые отношения с окружающими? Другой мальчик узнаёт в тех же самых пятнах самые разнообразные конструкции, обнаруживает развитое чувство формы, пространственное воображение, интересно трактует цвета. В его ответах нормальное соотношение обычного и оригинального. Так разве не правомерным будет вывод, что ребенок этот очень умен, уравновешен психически, легко и свободно использует свой интеллект?
Это лишь один очень скромный пример того, какие выводы можно сделать на основе теста Роршаха. А вообще он позволяет вывести неизмеримо более сложные заключения. Хотя результаты тестирования не всегда бывают в равной мере полезны в каждом конкретном случае, большинство из них ложится в основу важнейших наблюдений личности человека, подвергнутого исследованию. Уже через несколько часов после начала опыта и рассмотрения результатов можно с определенной ясностью судить о степени психической уравновешенности испытуемого. Было предпринято немало попыток обследовать с помощью теста Роршаха одновременно несколько человек, и некоторые из опытов увенчались успехом, но лучшие показатели все-таки получают, когда обследуют каждого отдельно. Так или иначе, ценность любого инструмента исследования зависит от компетенции мастера.
Читайте также:
Тест Роршаха ( Материал из Википедии на русском) , а также более полный оригинал статьи на английском Rorschach test .
Десять Чернильных пятен Роршаха - описание таблиц с наиболее популярными ответами.
Методика чернильных пятен Роршаха: описание, процедура проведения, шифровка ответов, интерпретация.
Проведение Тест Роршаха (согласно адаптированной интегративной системе Дж. Экснера)
Тест Роршаха на основе адаптированной Интегративной системы Дж.Экснера: теоретические и прикладные аспекты
Типология: классификация людей ( из книги "Типы темперамента в практической психологии" (Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В.) 2003 ).
P.S. Уважаемые читатели! Мы не высылает методики и стимульный материал по запросу. Все имеющиеся материалы есть на сайте.