Стратегии и техники НЛП предоставляют нам огромные возможности для оказания психологической помощи, особенно помощи детям.
Одной из техник НЛП является метафора. Метафора - косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего аналогию.
Метафоры – один из самых часто используемых инструментов НЛП и Эриксоновского гипноза. Их удобно разделить на объясняющие – которые используются для того, чтобы донести новую информацию, - и терапевтические, направленные на создание изменения.
Еще одной психотерапевтической техникой, похожей на метафоры является метод направленной фантазии. Направленные фантазии позволяют человеку представить будущие события и подготовиться к нему, особенно если это событие пугающее или нервирующее, связано с какими-то страхами или проблемами.
В детской психотерапии эта техника реализуется с помощью игровых или театрализованных метафор, и метода сказкотерапии.
Метафорой в данном случае будет являться сказка или история, которая будет отражать ситуацию, важную для ребенка. Театрализованное представление должно осуществляться с помощью любимых игрушек и специально созданного игрушечного кукольного театра. При этом важно, чтобы ребенок сам был зрителем, участником и создателем процесса. Малыш сам должен решать какими свойствами наделить того или иного героя, и какая судьба должна его постигнуть. Задача родителя перевести ситуацию, пугающую ребенка или расстроившую его, в игру, в которой ребенок самостоятельно сможет избавиться от негативных эмоций. Например, если на улице малыша кто-то обидел, то с помощью театрализованных метафор он может наделить игрушку качествами обидчика и заставить его «ответить по заслугам». То же самое касается всех жизненных явлений, которые нервируют малыша.
Сказкотерапия – универсальный метод современного воспитания детей. От 3-х лет и вплоть до подросткового возраста сказки и реальная жизнь ребенка неотделимы друг от друга. Поэтому так важно научиться рассказывать ребенку истории, которые не только дадут свободу его воображению, но и станут прекрасной возможностью подготовить малыша к взрослой жизни. Существует множество сказок, в которых говорится о слабых и беззащитных мальчиках и их превращении в смелых и отважных героев, о вражде между добром и злом, о жестокости и милосердии т.д. Слушая подобные рассказы, дети находят в них отражение собственной жизни. Поэтому важно научиться не только читать те сказки, которые передаются из поколения в поколение, но и самим составлять рассказы, которые помогли бы ребенку решить насущную проблему.
И терапевтические сказки и театрализованные истории позволяют ребенку посмотреть на ситуацию со стороны, как бы с безопасного расстояния, не вовлекаясь эмоционально в действие, но при этом оставаться участником и даже управлять ситуцией.
Отличным примером сказкотерапии стала книга Дорис Бретт «Жила была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей» (М., «Класс», 1996), ее английское название «Истории про Энни». Это общее название всех сказок, в которых главным героем становится сам малыш, но он не осознает этого.
Почитать отрывок из книги Дорис Бретт "Жила была девочка, похожая на тебя..."
Заказать бумажный вариант книги "Жила была девочка, похожая на тебя..." в издательстве
Посмотреть обзор наиболее популярных книг по сказкотерапии: "Развивающие истории для детей"
Скачать книгу Дмитрия Соколова: "Сказки и сказкотерапия"
Приведя ко мне своего шестилетнего сынишку, мать рассказала, что у нее еще трое детей, но Стивен "какой-то не такой". Кроме того, у него проблемы со сном, и вообще он какой-то неуправляемый. Особенно безобразно он ведет себя в присутствии остальных детей, так что приходиться его изолировать. Стивен совершенно равнодушен к тому, что нравится другим ребятам, не любит кататься в детском автомобиле или играть в песочнице.
Прошел почти месяц, как я начала работать со Стивеном и его родителями, когда мне позвонила его мать и попросила связаться с учительницей Стивена. Мать была очень довольна результатами наших занятий, поскольку дома дела пошли на лад, но ей хотелось, чтобы я помогла мальчику адаптироваться в школьной обстановке. Хотя Стивен постепенно учился управлять собой и выражать свои реакции словами, а не действиями, все же дети воспринимали его по-прежнему, т.е. не слишком дружелюбно. Видя глубокую заинтересованность, мотивацию и сотрудничество Стивена и его родителей, я с готовностью согласилась расширить "терапевтический фронт работ". Позвонив учительнице, я попросила разрешения побывать на занятиях и пообщаться с детьми, чтобы помочь ребятам понять, что Стивен уже не такой, каким был раньше. Учительница любезно согласилась и сказала, что была бы рада узнать о результатах моих наблюдений в школе и услышать полезные рекомендации. Получив письменное согласие родителей Стивена, мы договорились о дне встречи.
Наблюдая за Стивеном на занятиях и на перемене, я отметила, как он старается показать себя с лучшей стороны. Но когда он попытался присоединиться к играющим в школьном дворе ребятам, они начали смеяться над ним и дразнить: "Чудо-юдо Стивен Шливен". Он пытался объяснить, что ему обидно, но дети еще громче повторяли свою дразнилку.
Мое присутствие вызвало всеобщее любопытство. Ребятишки подошли ко мне и спросили, кто я такая и почему я у них в школе. Я с достоинством ответила, что я очень хороший друг Стивена и пришла специально, чтобы поиграть с ним. Это был продуманный ход, который дал бы ребятам возможность взглянуть на Стивена по-иному, как на человека, достойного дружбы. Подняв лежащий на траве футбольный мяч, я предложила Стивену поймать его, что он с восторгом и сделал. Так мы стали перекидывать мяч, стоя на расстоянии метра три друг от друга. Я глянула на школьника, стоявшего к нам ближе остальных и по его лицу и едва заметным движениям тела поняла, что ему тоже хочется включиться в игру.
"Как тебя зовут?" - спросила я как бы невзначай. "Мэтью". "Хочешь с нами поиграть?" "Ага!" - радостно заулыбался мальчуган.
Я бросила мяч Мэтью, он вернул его мне, я направила его Стивену и предложила перекинуть мяч Мэтью. Вскоре к нам присоединились и остальные ребята и мы стали единой взаимодействующей командой.
Минут через двадцать время активного отдыха закончилось, и все вернулись в класс для "тихой минутки". Дети обычно усаживаются на мягкие коврики, а учительница рассказывает сказки и истории или ведет беседу на разные темы, например, как находить друзей. Я спросила учительницу, не будет ли она возражать, если сегодня историю расскажу я, а запись этого рассказа я с радостью ей оставлю (со мною был магнитофон). Учительница была в восторге от моего предложения.
Когда ребята угомонились, я сказала, как мне было приятно с ними играть и в знак признательности за их доброту и приветливость я расскажу им особенную историю.
История про Розового слоненка
"Представьте, что вы отправляетесь в невероятно занимательное путешествие... достаточно закрыть глаза и вообразить всякие чудесные, красивые и захватывающие вещи. И все это можно увидеть, почувствовать на вкус, на запах, на ощупь. Вот так, хорошо. Ваше путешествие начнется с того, что вы устроитесь как можно удобнее и просторнее... сделайте глубокий, медленный и полный вздох через нос и не спеша выдохните через рот. Вот так, отлично. Продолжайте дышать вольно и спокойно, путешествие начинается.
Вообразите все, что вам нравится. Возможно, вам захочется полетать над облаками. Куда бы вы ни отправились, я знаю, что ваше чудесное воображение унесет вас в самые прекрасные места, где вам будет хорошо и спокойно. А я тем временем расскажу вам о маленьком слонике, что жил в зоопарке. Правда, он отличался от других слонов своим цветом. Так уж получилось, что он родился розовым. Все остальные слоны были серого цвета, кто потемнее, кто посветлее, но только малыш был единственным розовым слоненком.
Малыш очень переживал по этому поводу, да и как было не расстраиваться, если остальные слоны смотрели на его розовый цвет косо и неодобрительно. А ему так хотелось быть вместе со всеми, бегать в одной компании наперегонки, перебрасываться с другими слонятами комьями земли и кувыркаться в грязи. Вы, должно быть, знаете, что все слоны обожают валяться в грязи, а потом поливать друг друга водой из хобота. В общем, скучать им было некогда. И всего этого был лишен розовый слоненок, и все из-за своего цвета. Поэтому все виделось ему не так, как другим слонам, и чувствовал он себя не так, как все. Иногда ему было так не по себе, что казалось, все внутри дрожало от какого-то непонятного чувства.
Чтобы много знать, слонам тоже надо учиться, а они ведь даже о себе самих не все знают. В один прекрасный день, когда слоненок одиноко бродил в уголке загона, к нему подошел старый, мудрый слон и спросил: "О чем печалишься, малыш?"
"Понимаете, меня беспокоит, что я не такой, как все. У меня и игры свои, и делаю я все на свой лад, не так, как другие. Ну а потом, ведь я розовый. Знаете, как трудно быть розовым, когда все вокруг серые!"
Старый мудрый слон внимательно посмотрел на слоненка и произнес: "А попробуй-ка вспомнить, когда твой цвет выручил тебя, именно твой розовый цвет: не случалось ли такого?"
Малыш вспоминал, вспоминал и вдруг припомнил. Как-то очень давно он потерялся и одиноко плутал в темноте, в то время, как его разыскивали смотрители зоопарка. "Верно, верно, я помню такой случай. Они с ног сбились, а меня нигде нет. Вечер становился все темнее, мне было очень страшно. Я брел по какой-то дороге, не зная, в какой стороне мой дом. И вдруг неподалеку остановилась машина и ко мне подбежали радостные смотрители. Они отыскали меня! А один служащий зоопарка сказал: "До чего же хорошо, что ты такой розовенький, прямо так и светишься в темноте. Был бы ты серый, мы бы тебя ни за что не нашли!"
В этот миг глаза слоненка весело сверкнули. Он понял, что бывают моменты, когда очень важно отличаться от других, когда так чудесно отличаться от других!
Мудрый слон потрепал его хоботом и сказал: "Ты все верно понял, малыш. В жизни бывает очень много моментов, когда отличаться от других - просто чудесное качество, как и все остальное, что ты еще умеешь делать. Я вот думаю: сможешь ли ты научить других тому, что сам умеешь, поделиться своим умением с теми, кто этого еще не знает?"
Розовый слоненок подумал, подумал и с той же искоркой в глазах ответил: "Конечно, научу!" Он подошел к месту, где резвились другие слонята и стал показывать им три своих умения. Пусть они узнают, как можно по-новому и необычно использовать эти три умения. Слоненок показал им все, чему научился благодаря своему розовому цвету. Слонята были просто в изумлении. Оказывается это так здорово - быть розовым и непохожим на других. Слонята даже приложили немало усилий, чтобы самим порозоветь. Однако, хоть они и остались серенькими, в душе у них все осветилось волшебным светом от одной только попытки порозоветь.
Им открылось друг в друге то, чего они раньше не замечали: оказывается, у каждого были свои неповторимые и замечательные способности. Это было так удивительно, так чудесно! Тем временем на зоопарк спустился вечер и розовый слоненок ласково подтолкнул своих друзей к дому, а его искрящиеся глазки словно хотели сказать: "Мы теперь друзья, и чем больше мы будем узнавать друг о друге, тем нам будет интереснее вместе". Наступила ночь, они закрыли глаза и уснули. Вот так.
Пока вы путешествуете по своим любимым местам, пусть все, о чем мы говорили и о чем вы узнали, представится вам по-новому, поможет вам успокоиться, расслабиться. Порадуйтесь тому, как много вы уже знаете и умеете. Взять хотя бы такое сложное дело, как завязывать шнурки на ботинках, или сложить два и два. И читать вы уже умеете. Разве это не чудесно? А теперь, пожалуй, можно и возвращаться из путешествия, не торопитесь, сами выбирайте время и скорость. Открываем постепенно глаза и помним только самое приятное о своем путешествии и забудем о том, что неприятно, чтобы ничто не нарушало наше ощущение полного покоя, чудесного, мирного отдыха. Вот так. Вы теперь сможете так мечтать каждый день, когда захотите. Вот как сейчас. Если вам не хочется спать, открываем глаза, делаем глубокий вдох полной грудью, потянемся - и вот мы полны бодрости и внимания. На сердце легко. Все в порядке.
Приключения Голубой Искорки
Как-то мне пришлось вести еженедельные занятия с небольшой детской группой, состоявшей из трех мальчиков и одной девочка в возрасте восьми и девяти лет.
У детей были проблемы с поведением: недостаточная внимательность и чрезмерная подвижность, граничащие с патологией. Они и вправду минуты не могли посидеть спокой- но, вертелись и ерзали как заведенные!
При первой же встрече я выяснила, что всем им нравятся мультики (здесь и внимательность откуда-то появилась!) и все они в восторге от представлений в аквапарке, где не раз бывали. Перебивая друг друга, они восторженно рассказывали, как прыгали и кувыркались разные морские животные и рыбы. Поскольку дети сами занимались приблизительно тем же большую часть времени, я уже нащупала к ним подход.
Я предложила им закрыть глаза и вообразить, что они смотрят мультфильм под названием "Приключения Голубой Искорки".
Речь шла об удивительной маленькой рыбке, которая так быстро двигала хвостиком и плавниками, что никто не мог ее догнать. Это неплохое свойство, если надо кого-то догнать или, наоборот, от кого-то удрать.
Но беда в том, что Голубая Искорка не могла ни минуты оставаться на одном месте и поэтому у нее не было возможности полюбоваться красотой подводного мира. От этого ей становилось грустно, тем более что другие рыбы рассказывали о необыкновенных вещах, что встречаются на морском дне. Попробовала она плавать помедленнее, да куда там, словно неведомая сила мчит ее вперед!
В один прекрасный день Голубая Искорка углубилась в воспоминания и припомнилось ей время, когда и течение было помедленнее и вода поспокойнее. Она так и ощущала это медленное, ласкающее течение и совсем разомлела от своих мыслей. И вдруг заметила, что плавнички и хвостик стали двигаться медленнее!
Рыбка пришла в восторг от своего открытия. Она решила проверить, не случайно ли это произошло. Снова подумала о тихом ласковом течении, и снова сбавила скорость. Получилось!
Тут она не спеша подплыла к стайке рыбок и вместе с ними стала любоваться лежавшим на дне сундуком с сокровищами. Другим рыбкам тоже было приятно, что Голубая Искорка может теперь играть вместе с ними и узнавать много интересного.
Эта история, как и многие другие, стала составной частью моих занятий с детьми, которые продолжались в течение восьми месяцев. В результате их поведение заметно исправилось: они стали более внимательными в школе и научились лучше ладить со сверстниками.
История про Вилли
Я хотела бы начать несколько историй о кролике, кролике по имени Вилли. Этот кролик был из семьи по фамилии "Крепенькие", и вся она жила на ферме "Прибежище Тихих Хвостов" возле городка Солнечный Восход в округе Заячий Сын.
Вилли очень нравилось его прозвище - "Вертунчик" (можешь представить себе, почему), и поэтому когда кто-нибудь из его семьи так называл его, ему хотелось отшвырнуть свои ботинки и пуститься в пляс.
Фермер Дождиков и его жена, Маржи, их сын и дочь и все их внуки жили совсем рядом, и Вилли часто стремглав проносился в лес через их сад. Да, фермер Дождиков и люди в Солнечном Восходе не охотились на кроликов, потому что они были их друзьями. Они выращивали в своих садах так много салата, что даже если Вилли проходил поблизости и отгрызал - они нисколько не возражали. На самом деле фермеры в этой стороне сказали бы, что посадили в своих садах лишнее - для сурков и кроликов! Но Вилли часто думал, что они только говорят так, потому что знают, что эти животные слишком сметливы для них!
В том самом году, о котором я тебе рассказываю, Стоящевы заперли на зиму свою маленькую клетку в деревне и отпрвились жить в город, потому что Вилли было почти шесть лет, и скоро ему пора будет идти в школу.
Вилли никогда раньше не жил в городе; однако он думал, что переезжать - это очень здорово, даже хотя ему невмоготу было покидать своих друзей - синичек, пчел, сурков и енотов, ох!.. и даже маленьких змей, которых он привык видеть, прыгая по полям.
Полностью переехав, он однажды утром вошел К своей маме, Берте Крепенькой (он называл ее "Мама Б." для краткости) и сказал: "Поскольку мне почти шесть лет, я хочу выйти исследовать в большой мир. Прошлым летом я постоянно уходил дальше сада фермера Дождикова и бегал вдоль тропинок, и я всегда находил дорогу обратно домой. Так что я хочу пойти исследовать здесь!"
Мама Б. слегка прищурилась и сказала: "Я думаю, это хорошо, Вилли; но когда ты выберешься в большой мир, он весь будет чужим. Ты обнаружишь, что там за садом будут большие двери наружу, и иногда их будет трудно открыть!"
Вилли быстро ответил: "Но мне почти шесть, и я уверен, что я достаточно силен, чтобы открыть любую дверь, какую я ни найду".
Так что она сказала со вздохом: "Ну что ж, ладно. Посмотрим". Она собрала-ему в рюкзак немного салата и морковки и других любимых кроличьих вещичек, и положила в него несколько карандашей - то, что могло бы ему понадобиться, когда он выберется в большой мир.
Он вприпрыжку пустился в путь, точно так, как он всегда делал, стремглав проносясь через участок фермера Дождикова. Он помнил, что фермер Дождиков сказал, что в городе иногда ставят капканы на животных - а у него не было сегодня времени попадаться в капканы! Вскоре он был там, в большом мире; и - точно, как сказала Мама Б. - все, конечно же, выглядело по-другому.
Попав в этот незнакомый район - дальше от дома, чем он когда-либо бывал один, - он, действительно, обнаружил большую дверь. Он вежливо постучал, и дверь открылась! Ничего трудного! Но когда она открылась, и он прошел в нее и огляделся - все было внове. Совсем непохоже на участок фермера Дождикова. Здсь он увидел в основном собак и кошек, и множество из них были за проволочными изгородями.
Вдруг внезапно подул сильный ветер, и дверь резко захлопнулась. Вилли закричал: "Выпустите меня, выпустите меня на простор наружу. Я хочу исследовать и учиться". Но дверь была плотно закрыта. Он попробовал дверную ручку - он крутил и вертел, но никак не мог заставить дверь открыться. Так что делать было нечего, кроме как проползти под изгородью и вприпрыжку отправиться обратно домой. Он чувствовал себя слегка смущенным - ведь он был так уверен, говоря своей маме, что он достаточно сильный и достаточно большой, чтобы одному пойти в большой мир.
Он все рассказал об этом Маме Б., а потом спросил: "Что мне теперь делать? Я так сильно хочу увидеть, что там, снаружи".
Она ответила: "Что ж, ты должен вернуться и попытаться снова. Я уверена, что ты можешь пройти, и как только ты окажешься за той дверью все будет чудесно".
Итак, на следующее утро Вилли отправился -со своим рюкзаком, обедом и карандашами - но на этот раз не столь уверенный, что все будет легко. Снова добравшись до той двери, он обнаружил, что сегодня она открылась очень легко. Сегодня все не казалось таким незнакомым, потому что были точно те же самые животные, с которыми можно было играть.
Не прошло много времени, как он начал чувствовать голод; и тут он подумал об обеде в своем рюкзаке. Оглядываясь в поисках хорошего местечка, чтобы остановиться и поесть, он наткнулся на вторую большую дверь. Он попытался открыть ее, как он открыл первую, но она не сдвинулась с места. Он обратился к бурундукам и белкам и своим новым друзьям -собакам и кошкам: "Пожалуйста, кто-нибудь, придите, помогите мне открыть эту большую дверь, так чтобы я смог войти и съесть мой обед". Но помочь было некому, потому что все они пошли до своим домам обедать.
Сначала Вилли не знал, что делать. Он думал, что просто сядет и заплачет, - но потом вспомнил, что ему почти шесть лет. Он знал, что плач двери не откроет. Он подумал: "Я просто буду бить в эту дверь, пока кто-нибудь не придет на помощь". Так что он бил и бил, но все равно никто не пришел. Теперь ему было так грустно - он не знал, что делать. Он положил свой обед обратно в рюкзак и побежал домой.
Добравшись до дома, он рассказал Берте обо всем этом - как он прошел через первую большую дверь, где он увидел, что это славный мир со множеством друзей. Потом он печально рассказал ей, что, сколь бы сильно он ни толкал и ни пинал вторую дверь - он не смог сдвинуть ее.
"Я так разозлился, и я пинал, и кричал, и бил ее. Я так сильно старался - но она просто не открылась, и все".
Его мама сказала: "Ну, ну, Вилли. Это, должно быть, упрямая дверь. Давай подумаем о том, как бы ты все-таки мог открыть эту дверь, раз уж ты так легко прошел через первую".
Вилли грустно покачал головой: "Но я не хочу опять возвращаться, - сказал он. - Это такая большая дверь; может, ты пойдешь со мной и поможешь мне?"
"Если бы я могла, Вилли, - сказала Берта. - Ты знаешь, что я сегодня пошла на свою новую работу, и я боялась, что не понравлюсь людям. Так что у меня у самой были кое-какие большие двери, которые нужно было открыть. Я не могу пойти помогать тебе, потому что твои двери - для шестилетних крольчат, а не для мам. Я уверена, что ты можешь найти способ".
Вилли минуту подумал и, даже хотя он не чувствовал такой уверенности, храбро сказал:
"Что ж, я просто пойду опять. Я не мог открыть первую дверь, пока не пошел второй раз. Может быть, так случится снова".
Он отправился следующим утром со своим рюкзаком, со своим обедом и карандашами. На этот раз он не боялся у первой двери, потому что уже обнаружил, что запросто может пройти через нее. Он знал, что за этой дверью новые животные - уже его друзья.
Когда он добрался до второй двери - сегодня она, к его удивлению, тоже открылась для него легко. За этой дверью был прекрасный мир еды и игр, красочных цветов, деревьев и птиц. Но только сев и начав есть, он посмотрел вокруг и увидел еще одну дверь - большую, чем первая и вторая. Однако он попытался забыть об этом.
Птицы и бабочки казались дружелюбными, так что они все соединили свои обеды. После этого они хорошо провели время, катаясь в траве и нюхая цветы. Вилли пошел домой, чтобы рассказать Маме Б. о том, как открылась вторая большая дверь. Он думал, что, должно быть, становится больше и сильнее.
Она сказала: "Ты знаешь, когда я попала на свое новое место, я прошла через свои двери и обзавелась новыми друзьями - и это было совсем неплохо, не так ли?"
К этому времени Вилли чувствовал себя вполне уверенно; так что он отправился, насвистывая, чтобы напомнить себе, что чувствует себя храбрым. Как и раньше, у него был его рюкзак, и обед, и карандаши. Мимо домов, улиц и мимо первых двух дверей он прошел вприпрыжку. Вторая дверь немного скрипела, но он толкнул еще сильнее. Как раз после этого он был готов пойти дальше - когда снова увидел ту третью дверь.
"Эх, ты, - вздохнул он, снова ощущая беспокойство, когда толкнул эту большую дверь.
- Эх, ты, - сказал он, - Что мне теперь делать?" Она была большой и тяжелой, и ему было грустно.
Он чувствовал себя готовым просто сдаться и пойти домой; именно так он и поступил. Он устал от возни с дверями и был готов сдаться и просто сидеть дома.
Когда Вилли пришел домой, Мама Б. могла видеть, каким ужасно грустным он выглядел. Она сказала: "По-моему, дело принимает серьезный оборот! Давай оба достанем наши "сообразительные шляпы" и наденем их..."
И тут - когда Берта и Вилли думали, что делать - кто-то постучал в дверь. Кому же это быть, как не Бабушке Крепенькой! Они пригласили ее войти. Вилли не терпелось все ей рассказать о выходе в большой мир и о дверях. Он очень гордо сказал: "Ты знаешь, мне уже почти шесть лет, и мне пора исследовать большой мир за Прибежищем Тихих Хвостов. Так что я взял свой рюкзак и пошел туда, пока не добрался до большой двери, которая не открывалась. Но я сильный, и в конце концов я смог пройти через нее. Это, действительно, был незнакомый новый мир, но я завел друзей. Потом я подошел к другой двери и думал, что никогда не сделаю так, чтобы она открылась. Но на следующий день я вернулся, и она тоже открылась.
На третий день у меня вообще не было проблем с первой или второй дверями - но тут появилась-еще большая. Мне было так страшно, и там не было никого, чтобы помочь мне. Я чувствовал себя совсем одиноким в этом незнакомом мире, и вот я пришел домой узнать, может ли Мама Б. помочь мне. На этот раз мы не знаем, что делать". - и Вилли грустно покачал своей маленькой головой, и огромная слеза начала скатываться по его усикам.
"Что ж, - сказала Бабушка Крепенькая, почесывая задней лапой одно из своих длинных ушей, - интересно, Вилли, что эти двери говорили тебе? Они явно вставали на твоем пути, не давая тебе сделать то, что тебе хотелось, не так ли?"
"Да." - задумчиво сказал Вилли. И он почесал свое ухо точно так, как. она, чтобы посмотреть, поможет ли это.
"Ты прошел через первую благодаря тому. что сделал вторую попытку. И ты прошел через вторую благодаря тому, что нажал сильнее. И ты научился тому, что стук и крик не принесли большого успеха. Теперь интересно, чему хочет научить тебя третья дверь? Хм-м".
Вот тут Вилли кое-что вспомнил! "Ой, бабушка, эта третья дверь была другая. У нее были большие медные петли, и круглая ручка, а под ручкой что-то вроде маленькой дырочки".
"Так что же ты, Вилли, ради всего святого! -воскликнула Бабушка Крепенькая. - Вот оно! Чтобы открывать двери такого рода, тебе нужен золотой ключ. И ключ как раз внутри тебя".
"Ключ внутри меня? Это глупо", - усмехнулся Вилли.
"Ах, Вилли, где твое воображение! Не настоящий ключ. Что ты думаешь о самом себе - вот что имеет значение. Все, что ты должен сделать, это внутренним взором увидеть себя Проходящим через эту дверь. Это будет твой золотой ключ. И с этой картиной в голове ты говоришь себе: "Я - Вилли Крепенький, "Вертунчик". Мне почти шесть лет. Я могу сделать все, что мне нужно. Я могу понять, как открывать двери".
Вилли не был так уверен в этом, но его учили быть вежливым, поэтому он ответил: "Что ж, бабушка, если ты так думаешь - я сделаю попытку!"
"Молодчина, Вертунчик, я всегда говорю: "Кто не рискует, тот не выигрывает". ("У Бабушки Крепенькой куча таких поговорок", - подумал про себя Вилли. Некоторые из них он понять не мог, но бабушка произносила их с такой большой уверенностью, что спорить не осмелишься.)
Я не знаю, как и когда именно Вилли прошел через эту третью дверь, -но знаю, что прошел, потому что он отправился дальше, чтобы встретить множество приключений. И некоторые из историй в этой книжке расскажут тебе, как он с ними справился.