Заикание (или логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность, ритмичность и плавность речи человека. Что проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов.
Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая.
Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется в нарушении плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логоневроза и затрудняет его лечение.
Это сложная речевая патология, обусловленная судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.
Заикание – самый распространенный детский невроз.
Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.
У девочек эта нарушение речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде.
Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.
В трехлетнем возрасте у детей происходит развитие координационной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют.
Маленькие дети часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.
Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи. Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «Э-э-э…», «М-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с запинками.
У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.
Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детьми.
Статистика такова: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет сталкиваются с проблемой запинок (заикания). Основная часть из них избавляется от заикания при создании определенных условий. Остается 1-3% детей, которые побеждают эту проблему в юношестве или зрелом возрасте. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.
Наиболее распространенной причиной логоневроза является стресс.
Причины возникновения заикания разные, но имеется общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Если малыш умный и сообразительный, развит не по годам, то сложные по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко произнести своим недостаточно развитым речевым аппаратом - возникают запинки или неразборчивая речь. Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, на этой почве возникает НЕВРОЗ.
Также врачами замечено, что к появлению заикания могут приводить:
Вылечить заикание у детей надо еще до школы.
Лечение заикания у детей 2-5 лет проводится совместно психологом или психо-неврологом, логопедом и педиатром.
Задачей педиатра является лечение хронических заболеваний, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок.
Психолог помогает ребенку справиться со стрессом. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же должны участвовать в терапии.
Занятия у логопеда помогают ребенку развивать речевой аппарат.
Существует достаточно много методов лечения заикания:
Чтобы помочь ребенку справиться с заиканием, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила: прежде всего - ИСКЛЮЧИТЬ СТРЕСС. Это самое важное что нужно сделать и важно сделать для ребенка.
А также: