ВОПРОС:
"Здравствуйте!
Моему сыну 3 года. В 2 месяца невропатолог поставил диагноз
Перинатальная энцифалопатия
из-за гипоксии в родах. Наблюдались, делали массаж 2 раза в год. До 2,5
лет каких то отклонений я не наблюдала, развивался нормально. Сон был
спокойный, засыпал легко, спал всю ночь (до 2 лет просыпался на 1
кормление). Поведение было уравновешенное. Был спокойный, не капризный
мальчик. С 1,5 лет до 2,5 ребенок ходил 2 раза в неделю на занятия по
40 мин. в детский центр раннего развития. Занимался хорошо, активно,
спокойно оставался без меня с педагогом.
В 2,5 года сын пошел в детский
сад. Почти с первых же дней начал плакать по утрам при расстовании,
привыкал к садику очень долго, почти 4 месяца. Стал очень эмоционален,
легко возбудимый, быстро меняется настроение: только что были
крики-слезы, через минут хохот и смех, капризничает, покрывается
красными пятнами при возбуждении. Очень трудно уговорить попробовать
что-то новое в еде, аппетит очень плохой. Капризничает при смене
порядка действий дома: если привык что-то делать в определенной
последовательности, то малейшее нарушение вызывает крик и слезы, и если
не уступить, то переходит в истерику.
Одновременно с этим стал плакать ночью, если к нему подойти, начинает
колотить ногами по кровати, отмахивается, выкрикивает слова "Не надо".
При этом ребенок как будто бы продолжает спать. Беру на руки, хожу,
потом просыпается - успокаивается. Утром ничего не помнит.
В садике обстановка благоприятная - садик частный, группа из 15
человек, как правило ходит 9-10 чел. Подскажите пожалуйста, как
реагировать на такую смену поведения, понятно, что это реакция на
детский садик, но надо ли что-то предпринимать или набраться терпения и
ждать улучшений. Есть ли угроза психическому здоровью моего ребенка?
С уважением, Любовь.
ОТВЕТ:
Добрый день, Любовь.
По всей видимости, Вы рано отдали сына в детский сад, успокоенные его
беспроблемным развитием. В 2,5 года Ваш сын Вам наглядно
демонстрировал, что он не готов к длительным разлукам с Вами, адаптация
к садику проходила очень медленно и, судя по Вашим описаниям,
болезненно. Похоже, этот процесс еще не закончен. Во всяком случае,
особенности Вашего сына, которые Вас, как я понимаю, настораживают,
свидетельствуют о его эмоциональном неблагополучии.
Свойства нашей
психики таковы, что она пытается справиться с дискомфортом, облегчить
для себя болезненные состояния, отсюда, возможно, склонность к
последовательностям у Вашего сына, - таким образом он бессознательно
пытается стабилизировать и контролировать ситуацию.
Ночные слезы и
крики могут быть связаны с дневным избытком информации и переживаний,
которые незрелый мозг ребенка не успевает перерабатывать. Об этом,
кстати, косвенно свидетельствует и быстрая смена настроений днем.
Обязательно проконсультируйтесь с детским невропатологом. Три года -
сложный период в жизни каждого ребенка и его родителей. В той ситуации,
которая у Вас сложилась, необходимо как можно больше времени проводить
с ребенком и постоянно предоставлять ему эмоциональные доказательства
своей любви к нему, в настоящее время он не уверен в том, что Вы любите
его. Очень полезны будут совместные спокойные занятия: лепка,
раскрашивание, конструирование, придумывание и проигрывание
(пальчиковые игры, рукавичные куклы) историй, медленные колыбельные на
ночь. Предлагайте сыну самому выбирать, чем вы займетесь.
С уважением, Елена Геннадьевна