Коррекция детских страхов у детей 5-9 лет

Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-9 лет и обычно встречаются у большинства детей этого возраста. Как правило, к 10 годам дети самостоятельно избавляются от многих страхов через спонтанные психотехники, выработанные детской культурой — такие, как рассказывание друг другу «страшилок» в обстановке безопасности, организации походов в «страшные места» типа подвалов и т. д.

Тем не менее, существует группа детей (не имеющих психиатрического диагноза), которые в силу тех или иных причин либо не могут использовать традиционные психотехники самокоррекции по причине личностных или семейных особенностей, либо степень их страха настолько велика, что препятствует его естественной переработке.

Чаще всего переживание страхов встречаются у детей из эмоционально неблагополучных семей, а также выявляется у детей в процессе социально-психологической адаптации к детскому дошкольному учреждению или школе. В этом случае показана индивидуальная коррекционная работа психолога или терапевта с ребенком.

В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.п.). Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям как ребенка, так и терапевта, а также при наличии необходимых условий для работы. Последний фактор оказывается немаловажным: обустройство помещения для игротерапии, например, требует значительных организационных и финансовых затрат.

Поэтому в современных условиях именно методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными. Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:
детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;
рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.

Эти рассуждения являются базой для разрабатываемой и апробированной в течение 7 лет методики коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет.

    В основу методики легли следующие принципы:
  • рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;
  • рисунок рассматривается комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;
  • любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка ;
  • рисование обязательно должно сопровождаться беседой терапевта с ребенком о его рисунке;
  • главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке — метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок.
  • принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;
  • терапевтическая работа с ребенком через рисунок проводится только с согласия родителей или опекунов; присутствие родителей на сессии крайне желательно не только во избежание недоразумений, но также как своеобразный позитивный «якорь», необходимый при работе с негативными переживаниями;
  • каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка.

Опыт показал, что применение данной техники эффективно, если умственный возраст ребенка не ниже 5-летнего. И ребенку нравится рисовать, т.е. он активно использует визуальные образы. В противном случае рисование может применяться в диагностических целях, а также в качестве средства перехода к другим техникам.

Описание коррекционной методики

Суть данной методики заключается в следующем. Ребенка просят нарисовать любой персонаж (например, несуществующее животное, ни в коем случае не персонаж мультфильма или сказки), а затем рассказать о его образе жизни. Выявление «друзей» персонажа имеет смысл позитивного якоря. Определение «врагов» или персонажей, вызывающих негативные чувства, является «входом» в эмоциональную проблему ребенка. Таким же «входом» может оказаться изображение дискомфортной среды, в которой действует персонаж.

В работе используется принцип «режиссера фильма», т.е. ребенок является единственным творцом создаваемой истории, терапевт может только предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок может принимать или не принимать. «Фильм» можно «прокручивать» назад и создавать альтернативный сюжет, если первоначальная сюжетная линия оказалась слишком деструктивной или зашла в тупик. Использование в процессе совместного творчества терапевта и клиента режиссерских приемов, разработанных в рамках символдрамы Лейнера (принципа «примирения», «кормления и подкупа», «лидера», «символической конфронтации», «истощения и уменьшения», «магических жидкостей», как показал опыт, очень эффективно.

Например, при работе с негативными эмоциями ребенка введение в ткань сюжета «волшебной палочки» или любой другой могущественной силы, помогающей персонажу справиться с проблемами, приводит к значительному облегчению состояния ребенка уже после одной сессии. Усвоение «волшебной палочки» позволяет осуществить своеобразный контр-перенос с персонажа на самого ребенка. Это достигается предложением к ребенку показать, каким образом персонаж действует с волшебной палочкой. «Волшебную силу» можно передавать другим предметам, например, конфете. Это позволяет сохранить позитивный якорь, сформированный во время сессии, и за ее рамками.

Следует также добавить, что количество сессий, необходимых для успешной коррекции, может отличаться у разных детей. Кроме того, ребенок даже во время одной сессии может идентифицировать себя с разными персонажами своего рисунка, поэтому при работе терапевт обязательно должен установить раппорт, чтобы чутко отслеживать все возможные изменения фокуса эмоций.

Перед началом работы необходимо информировать родителей о сути коррекционной работы, а также предупредить их о том, что их вмешательство допускается только в случае обращения к ним терапевта. Уже первая — диагностико-коррекционная сессия — дает обильный материал для индивидуальной консультации родителей. Присутствие или отсутствие родителей на последующих сессиях определяется обоюдным желанием ребенка и родителя.

Коррекционная работа с применением данной техники показала свою эффективность (около 70%) при снятии страхов перед школой, страха оставаться дома одному, повышенной тревожности и возбудимости, агрессивном поведении, а также нарушениях сексуального поведения. Негативных последствий применения данной методики на исследуемой выборке детей не выявлено. В большинстве случаев состояние детей отслеживалось в течение не менее года после коррекционной работы.

Какие вопросы задавать ребенку в ходе сессии?

1. Стадия контакта:

Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?..
После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии психолога:
Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь — так и будет в твоей сказке!

2. Стадия коррекционно-диагностическая

(сессия проводится обычно через несколько дней после первой встречи)

До начала совместного рисования и для «разогрева» можно использовать модифицированный тест Люшера: попросить ребенка проранжировать свои цветные карандаши (фломастеры) по степени привлекательности. Каждым карандашом ребенок рисует последовательно кружок в верхней части рисунка. Могут быть варианты (выбор цвета фиксирует психолог, используя стандартный набор карточек). Такую же процедуру стоит проделать в конце сессии. Тест Люшера является лишь одним из индикаторов изменения эмоционального состояния, можно использовать любые другие, предпочитаемые специалистом и адекватные методы диагностики.

О ком сегодня будет наша сказка? Кого ты хочешь нарисовать?
Как его зовут? Чем он питается? Где он живет? В лесу, в море, в пустыне? На другой планете? Есть ли у него друзья? Нарисуй их. Как их зовут? Что они делают? Может быть, им надоело играть и они решили погулять? Куда они пошли?
Есть ли кто-нибудь, кого боится персонаж? Или кто-нибудь, кто ему не нравится? Кто? Нарисуй его. Почему он не нравится персонажу? Что можно сделать, чтобы этого не было? Может быть, нам понадобится волшебная палочка? У кого она может быть? Покажи, как персонаж (или персонаж, символизирующий добрые силы) держит волшебную палочку. Персонаж хочет что-нибудь сказать? Ведь теперь у него есть волшебная палочка! Он все может! Ведь он сильнее всех! У примеру, он может превратить Злодея во что угодно! Или уменьшить его! А потом уже поговорить.

Альтернатива:
А может быть, персонажу не нравится то, что его окружает? Что именно? Как бы ему хотелось это изменить, чтоб понравилось? (в том случае, если отсутствует персонификация негативной эмоции).

3. Стадия завершения

Сессию можно заканчивать, если удалось выйти на позитивные переживания в ходе развития сюжета. Например, Баба Яга превратилась в вазу с цветами, добрую девочку и т.п.
Можно сказать:
Ну, теперь у них все хорошо. И что же они стали делать? (Играть, пить чай…)
В конце каждой сессии (а она длится 30-60 минут, в зависимости от возможностей ребенка, при этом, если психолог чувствует, что ребенок переутомляется, а конца работе не видно, можно завершить развитие сюжета на промежуточном этапе. Например: «И тогда они сели отдохнуть…») проводится экспресс-диагностика эмоционального состояния ребенка.

Следует особо подчеркнуть, что невозможно описать четкий алгоритм работы психолога, поскольку каждая новая сессия совершенно не похожа на другие. Выше приведены вопросы, наиболее часто задаваемые психологом. Стоит отметить, что в случае повторения сюжета (что само по себе является диагностическим признаком), нужно настойчиво изменять, шаг за шагом, составные элементы сюжета, предлагая версии самому ребенку. При этом ребенок может принять или отвергнуть изменения.

В любом случае, задачей психолога является организация «встречи» и взаимодействия персонажа с фигурой, которая вызывает страх, а также предложение ребенку в ходе развития сюжета ресурсов, которые помогут переработке страха. В ходе возможных «переговоров» персонажа с фигурой, вызывающей страх, можно разыграть действие по ролям, при этом роли полезно менять.

Не следует ускорять процесс: если ребенок не чувствует достаточно ресурсов, чтобы преодолеть основной страх, полезно проработать «периферийные» страхи: рано или поздно, в том или ином обличье «коренной» страх проявит себя в рисунке.

Источник: flogiston.ru Автор: Елена Бахурина



loading...
Всего комментариев: 21 Написать комментарий
Светлана (2018-03-04 19:12:16) ответить
Здравствуйте, ребёнку 5 лет, ведет себя как взрослый, боится двери, в волшебные палочки не верит, всегда возвращается в реализм, решением проблемы для него смена двери, как поступить в этой ситуации, если дверь поменять нельзя?
Светлана (2015-12-27 06:25:42) ответить
Здравствуйте.ребенку 5 лет,панически боится игрушек на батарейках, сразу кричит,истерит, прячет игрушку или убегает в другую комнату. Объясняли,показывали как работают,все безуспешно, кричит что боится и все....
CHILD-PSY (2015-12-29 13:35:35) ответить
Вероятно, у ребенка есть причины для страха. Вы можете попробовать выяснить причину, первоисточник страха и попробовать его устранить или изменить воспоминание о нем. Если Вы не уверены в своих силах и психотерапевтических способностях, лучше обратиться к специалисту.
Наталья (2013-06-23 03:06:19) ответить
Здравствуйте!!! у моей племянницы 5 лет наблюдается страх езды в автомобиле, так как она с мамой и папой попали в аварию... Слава богу, все обошлось, только у малышки были ссадины на лбу и она ударилась головкой... В этот момент девочка была одна, на заднем сидении... С тех пор, племянница не садится в автомобиль, но на маршрутках ездит!!!!!!
CHILD-PSY (2015-12-29 13:37:55) ответить
Страх девочки основан на личном опыте и вполне обостнован. Имеет смысл обратиться к специалисту на очную консультацию.
Татьяна (2013-06-07 10:56:44) ответить
Добрый день! Подскажите как можно помочь избавиться ребенку 4 г. от страха перед печкой(включенной конфоркой). Просит постоянно следить и выключить - может возникнуть пожар. Пробовали рисовать, но пока безрезультатно...
CHILD-PSY (2013-06-10 16:31:21) ответить
Скорее всего либо ребенок стал свидетелем прецедента, либо услышали или увидел нечто подобное. Научите ребенка пользоваться газовой плитой и огнетушителем, позвольте ему контролировать ситуацию, поскольку сейчас он просит об этом Вас (Просит постоянно следить и выключить).
Светлана (2013-05-27 06:05:00) ответить
У моей племяницы (4 года) ,с 2 лет наблюдаетя страх телефонных проводов , огородных водяных шлангов . Пробовали объяснить - не помогает. Только крик и всех отгоняет от этих предметов- обясняя тем , что это змея. Помогите , что делать?
CHILD-PSY (2013-06-10 16:24:06) ответить
Скорее всего ребенка что-то напугало в раннем возрасте. Постарайтесь поговорить с ребенком не в русле "страх не обоснован, это не змея " , а допустить что это змея и говорить уже в русле " допустим что это змея, но это добрая и безобидная змея" . Порисуйте, полепите змей или шланги. Кстати, как ребенок (и взрослые в семье ) относятся к змеям ? Были ли случаи, со змеями связанные ? Если страхи усугубятся, лучше обратиться на очную консультация.
Эдуард (2013-05-15 22:45:04) ответить
Добрый день! Возможно ли проведя исследования на основе теста Люшера в течение месяца ( три раза с перерывом по 1,5-2 недели) определить, что ребенку не нужно общаться с отцом, ночевать у отца и не общаться с новой семьей отца? Или прослеживается некомпетентность психолога?
CHILD-PSY (2013-05-21 16:04:00) ответить
Цветовой тест Люшера очень показателен в отношении эмоционального состояния (как текущего так и желаемого) человека . В данном случает если после встречи с отцом у ребенка наблюдается устойчивое ухудшение состояния - то это говорит о том что возможно эти встречи плохо отражаются на ребенке. Но ТОЛЬКО на основании этого теста такой вывод сделать нельзя . Если ребенок сильно отрицательно переживает развод родителей и встречи с отцом, необходима семейная консультация (с матерью и отцом, а не только с ребенком) . Скорее всего такие выводы и рекомендации даны психологом исходя из состояния ребенка и симптомов, которых Вы не указываете . Однако в любом случае - просто запретить общение - это не решение.
ИРина (2012-12-25 01:59:56) ответить
Здравствуйте! у меня дочка 4 года подавилась таблеткой, и теперь не ест твердую пищу,пюрешки и бульон из супа...я очень переживаю...подскажите что нам делатЬ?????
CHILD-PSY (2013-05-21 16:07:07) ответить
Ждать, пока страх утихнет. Заниматься с ребенком выявляя и побеждая страхи. Постепенно ребенок поверит в себя и свои силы , и сможет снова есть твердую пищу. Главное - не давить на ребенка.
Наталья (2012-09-28 12:32:27) ответить
Здравствуйте!Подскажите,пожалуйста как мне поступить.Дочке 5,7.Она стеснительная,неуверенная в себе,но при этом хочет всегда быть первой и лидером.Если у нее не получается быть первой,то она сразу же обижается.Да и в последнее время у нее появились страхи.Постоянно спрашивает,если случайно ударится или упадет,что будет с её косточками,не сломаются они?не отпадут ли они случайно?,операцию делать будут?. При этом всегда спрашивает со слезами.А сегодня начала спрашивать,что будет если горло помазать(у неё сейчас горло болит и я ей мажу люголем) ядовитым чем-нибудь,то что будет ?не умрет она?Помогите пожалуйста,как поступить.В данный момент я объясняю спокойно,что такого не произойдет,что ушиб быстро проходит и она как бегала,так и будет бегать.Но ничего не получается,через 30 мин.может опять спросить.
Денис (2016-12-20 04:23:54) ответить
Наталья, здравствуйте! Скажите пожалуйста как вы побороли страх? У нашего сына та же самая проблема. Такой же любит побеждать, когда не получается очень расстраивается. Сейчас начал боятся проглотить что-то и поэтому не глотает слюну. Ребёнку 5,10 лет
CHILD-PSY (2013-05-21 16:12:07) ответить
Вероятно, за поверхностными страхами упасть, удариться, операции т.д. есть более глубокий и основательный страх. Лучше всего обратиться на очную консультация к психологу , чтобы специалист мог разобраться и выявить глубинный страх ребенка. И уже относительно него начинать терапию.
Марина (2011-12-18 21:12:00) ответить
Спасибо за статью. Дочке 8 стала бояться спать ночью,просыпается идет к нам.Спит в комнате со старшей сестрой. Изматывает и нас и себя ночными прбуждениями.Говорит,что боится.Что,объяснить не может,пила тенотен ,не помогло
Вероника (2014-01-24 08:33:32) ответить
ребёнку 5,5 лет,кричит по ночам,утром не помнит,успокоить ночью трудно.Пили тенотен-не очень изменилось.Подскажите как помочь сыну.
Татьяна (2011-10-03 10:58:24) ответить
Очень интересная статья, спасибо. у моей дочери 6,5 лет страх рассказывать стихи в детском саду, не могли бы Вы порекомендовать пути преодоления этого страха. заранее спасибо.
elena (2011-03-28 23:50:45) ответить
Спасибо большое за статью, я практикую коррекционные занятия с детьми, оч. интересно почитать кто как работает.Подскажите, если страх темноты возвращаеться, (4,5года реб.)нужно ли снова прорабатывать или он со временем пройдет сам? спасибо
Елена Бахурина (2016-04-11 23:33:12) ответить
Мне очень приятно, что метод оказался полезным) Если страх возвращается, значит, вероятно, при работе с ним не удалось выявить и "обезвредить" все объективированные страхи. А может, ребенок повторно травматизируется какой-то ситуацией.