* описание методики приведено здесь в сокращенном виде, полная версия : Как вылечить заикание у ребёнка. Сергей Горд
В начале расскажу одну историю.
Однажды, мне было лет 10, мой школьный друг рассказал, что давно, когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?» - спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня вылечила моя мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении - две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил?.. Неужели так просто!?» - недоверчиво подумал я. Спустя годы я понял, что это был очень опытный логопед, который не встретился мне и моим родителям...
Анализ и осмысление личного 20летнего опыта позволил систематизировать основные принципы. Опыт лечения самого себя и своего сына привел к отбору наиболее важных из них.
Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или другие жизненные ситуации, переносятся на семейные отношения. Cемейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку, могут спровоцировать заикание. Тем более, если Вы строго обращаетесь с самим ребёнком, то сбой речи - это прямая причина вашего общения!
Надо остановиться, сесть и подумать, что пошло не так? Посмотрите на себя как бы со стороны, разве здоровье ребёнка не является вашей целью? Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, и ради восстановления речи ребёнка, настройте себя в течении полугода (лучше год) - никаких ссор, скандалов, грубых слов, дёрганий ребёнка! РОВНОЕ и СПОКОЙНОЕ поведение чтобы ни произошло: разбитая чашка, сломанная игрушка, испачканная одежда и т.п. - не повод выходить «из себя» ! (одежду можно постирать, игрушку отремонтировать и т.д. – нет безвыходных ситуаций!)
Не следуют обвинять супруга или супругу в «плохом» поведении. Обвинения не помогу вылечить ребенка или изменить поведение супруга, так как такое поведение может быть обусловлено строгим воспитанием его (её) самого. Следует просто поговорить, разобрать ситуацию и найти способ создать полгода «спокойствия» ради ребёнка.
Ограждайте ребенка от других факторов стресса: громкая музыка, «современные» мультфильмы, ТВ, фильмы жанров «боевик» или «фильм ужасов», даже шуточные «страшные рассказы» (например, про тёмную комнату ...) , и так далее и тому подобное. Ребёнок может проецировать события виртуального мира на реальную жизнь и реально бояться.
Помните, что дети более впечатлительны, чем Вы и эти суровые картины бытия пока ему знать рано. Но, если так случилось и ребёнок что-то увидел, то это нужно объяснить .
По физиологии нашего организма, при наличия факторов опасности, организм мобилизует жизненные силы для целей выживания в конкретной ситуации: меняется гормональный состав крови, учащается дыхание, сжимаются мышцы для рывка…!? Если на лице у человека более ста мышц, как вы думаете, их напряжение как повлияет на речь? Наверное, не в лучшую сторону. А дыхательные, межрёберные мышцы тоже напрягаются, как бы «сжимается» весь организм… Равномерное, свободное дыхание меняется на учащённое или наоборот замедленное и напряжённое. Речь отодвинута организмом на второй план, не до нее, надо спасаться… Вот что происходит при испуге.
«Внутренние страхи» - фобии - осознанные и неосознанные, имеются и у детей, и у взрослых. Таких фобий много, у каждого свои. У детей есть страхи общие, которые бывают и у детей, и у взрослых. Есть чисто детские (например, ребенок может переживать что Земля круглая и люди могут выпасть в космос). Также у детей с 3 лет, каждому возрастному периоду (и этапу развития) присущи свои специфические страхи. У мальчиком и у девочек страхи также различаются.
Отдельно нужно отметить вопрос «боязни собак» у ребёнка. Тут важно разобраться , откуда "ноги растут". Разобранный «по полочкам» страх – уже совсем не страшен. Как разобрать данный страх? Пусть ребёнок ответит на следующие вопросы :
- видел ли он когда-нибудь, чтобы собака набросилась на человека и искусала его?
- раньше эта собака, была милым пушистым щенком, сейчас она выросла, но осталась такой же доброй, как была раньше. Зачем ей сейчас на кого-то набрасываться?
Ответив на эти вопросы, ребёнок успокоится и перестанет панически бояться первой встречной собаки. Доброе отношение к миру - возвращается ответной добротой!
Жизненные ситуации бывают разные, и если ребёнок видел агрессию собаки, то это тоже постарайтесь объяснить, например: собака была «на работе», сторожила дом, базу и т.п.
Если эти доводы окажутся недостаточными, то разберите несколько способов защиты от собак (7-8 достаточно), например: взять палку и отогнать, топнуть ногой и громко крикнуть и т.п. Пусть ребёнок подберёт или изготовит палку и поставит у себя в углу комнаты или во дворе частного дома. Пусть он знает, что способ решения любой проблемы он может найти сам или вместе с Вами родителями.
Следующий "популярный" детский страх: застрять в лифте. Покажите, где находится кнопка вызова помощи лифтёров. Объясните, что их надо подождать.. Если есть мобильны телефон, то звони родителям .. И так далее.
Общайтесь с ребёнком, узнавайте его «страхи», вместе разбирайте их. Ваша поддержка очень важна малышу, это придаст ему уверенности: Вы за него, а не против, ВАС ДВОЕ – ВЫ СИЛА!
Ребенок должен быть уверен, что родители его любят. Может кто-то возразит, что это банально, очевидно и так понятно, что все силы и средства вкладываются в детей. Это понятно ВАМ, ВЗРОСЛЫМ. Ребёнок интуитивно это тоже понимает и даже, если не будет секций, кружков и Макдональдса, он всё-равно будет Вас в ответ любить. НО.. Важно показывать свою любовь, говорить о ней, дать ребенку почувствовать что он любим, что он в безопасности, что родители всегда помогу и никогда не бросят его.
К тому же ребёнок помнит обиды... У Вас трудный день, вы "сорвались" на ребенка, накричали, отмахнулись, и уже забыли о конфликте, ... а ребёнок помнит! Что делать? Поговорите с ребёнком и объясните, что Вы очень его любите! Вам не безразличны его проблемы и что он может обращаться к вам по любым вопросам.
ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ - контроль дыхания, наличия воздуха в легких.
Что делать, если ребёнок запнулся, пытается повторить слово и не может. Видно как спазм охватывает всё тело, начинаются судороги, качание головой, моргание ресницами, закатываются глаза ...
Остановите ребёнка. Скажите, что для звуков нужен поток воздуха, так говорят все люди! И объясните технику речи: «ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ одно, два слова».
Заметьте, что во время запинки или спазма дыхание остановлено, иногда ребенок пытается произнести слово на вдохе.
Я несколько раз в день объяснял и на своём примере показывал своем сыну, как надо говорить: «Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем начинаем ВЫДОХ (воздух пошёл пока без звуков 1-2 секунды) и произносим ОДНО или ДВА слова! И всё снова: Вдох, на Выдохе произносим два следующих слова и так далее».
Я был настроен повторять это полгода или столько, сколько необходимо, но результат наступил гораздо раньше.
Потренируйте работу голоса на звуках, их зависимость (тон) от наличия и силы потока; изменение звука, от изменения расположения органов речи (губ, языка..): А-О-И-Е…
Поэтому, ещё раз: перед любым словом делаем ВДОХ - это даст необходимый поток воздуха и гарантирует нам произношение слова! Это закон, аксиома лечения!
Далее начинаем выдох 1 секунду, пока без слов (подтверждения наличия потока воздуха), затем произносим 1-2 слова. И всё заново...
Заметьте, что ребёнок готов пересказать, например, половину понравившегося фильма на одном выдохе- не получится, как следствие запинки, переходящие в спазм.
Почему надо объяснять про одно или два слова, ведь сами произносим четыре или шесть, а кто-то больше? Это ориентир, который даст понимание, что слов надо произносить мало, столько, сколько получиться свободно произнести без запинки, на сколько хватит воздуха.
Но на начальном этапе сильных запинок это должно быть именно ОДНО слово, затем через несколько дней ДВА слова – смотрите по ситуации. Затем ТРИ слова и т.д., до нормальных 4-5 слов через несколько месяцев!
Обратите внимание, что во время пения нет никаких запинок, так как отчётливо фиксируется вдох, и на медленном выдохе произносим слова песни. Поддерживайте ребёнка в пении, разучите вместе песню - всё это укрепляет дыхательные мышцы и голосовые связки.
Речь будет постепенно улучшаться. Настройте себя на продолжительную работу, тогда более скорый результат вас порадует.
Объясните ребенку, что "надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО! Быстро говорить не нужно, тебя не поймут".
Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту – достаточный темп, понятный собеседнику.
Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе очень много слов или даже несколько предложений - это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супруг(га), братья, сестры ребёнка, бабушки ( все те, с кем общается ребенок) - разговариваю быстро, то поговорите с ними и на своем примере объясните требуемый темп – ТЕМП ДЕТСКОЙ РЕЧИ. Начните анализ с себя, как говорите Вы сами?
Так же обратите внимание, что ребенок говорит громко. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЁПОТ. Поговорите с ним шёпотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делайте это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.
ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ.
Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи! Сутулость – есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, напряжение мышц живота. Правильное положение головы - это ровное положение или чуть вверх подбородок. При наклоне головы вниз нижней челюсть не может свободно двигаться, чтобы открыть рот для произнесения слова. Нижняя челюсть должна опускаться при естественной силе тяжести.
Правильная осанка – это прямой позвоночник. Вес верхней части тела должен опирается на столб позвоночника. Если это не так, то вся нагрузка (20-30 кг! у детей, до 40 кг у взрослых) приходится на межрёберные дыхательные мышцы и диафрагму (главную дыхательную мышцу). Она находится под нагрузкой, не будет нормально функционировать. Отсюда снижение глубины дыхания, недостаточный напор воздуха при выдохе.
Правильная осанка способствует улучшению кислородного обмена, который нормализует работу мозга!
Лечебный массаж спино-воротниковой зоны поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения, что улучшит речь. Пройдите 4-5 сеансов у массажиста, наблюдайте изменения. Если помог массаж, то дополнительно пройдите 4-5 сеансов ( 1 сеанс через день или реже: 1 раз в неделю)
НЕ СПЕШИТЕ : и при разговоре, и в обычных делах!
Бывает так: Вам утром на работу, поэтому спешите в детский садик… Спешка – это враг. Спешка (имеется ввиду быстрый шаг, быстрые движения) сбивает дыхание. Точный расчёт времени пути до назначенного места поможет Вам спланировать время выхода из дома, а значит и время подъёма ребёнка.
Старайтесь поддерживать медленный темп не только в разговоре, но и в других действиях, например, ходьбе. Неторопливый шаг успокаивает. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам - в любых других случаях.
Отследите и скорректируйте поведение воспитателей в детскому саду или нянь!
Обращайте внимание, чтобы воспитатели или няни вели себя уравновешенно и педагогично - не следует кричать и физически наказывать ребенка. С "кричащим" воспитателем детского сада можно поговорить лично или прибегнуть к помощи заведующей. Воспитательный процесс детям необходим, но старайтесь сдерживать эмоции! Ровное поведение и требовательность!
Мы уже говорили, что нельзя кричать на ребенка, тем более, физически наказывать. Если какую-то шалость нельзя простить малышу, то лучше «проказника» поставьте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.
Самооценка, воспитание уверенности!
Если ребёнка наказывают родители, по его мнению не заслуженно (например, "красиво" разрисовал обои и т.п.), то ребёнок подумает: "В других сложных ситуациях они не заступятся за меня.., я один на один с этим сложным миром.." Поэтому если вы "ПОТЕРЯЛИ МАЛЫША", то "НАЙДИТЕ ЕГО". Станьте его другом, защитником!
Поднимайте самооценку ребёнку! Хвалите ребёнка за хорошие поступки... Самооценка поднимет уверенность, уверенность положительно повлияет на речь. Будьте уверены Сами в себе как пример для ребёнка.
Делайте вместе добрые дела - это хороший воспитательный процесс, положительные эмоции, чувство полезности семье и обществу.
Иногда родители предъявляют слишком высокие требования к речи ребенка - снизьте вашу планку притязаний. У вас будет много времени на постановки «правильной» речи и звуков, звуки постепенно исправятся. А лишнее давление на ребенка только ухудшит его психологическое состояние и помешает развивать речь.
Конечно, эти продукты сами по себе не улучшат речь и не вылечат заикание, но они способствуют мозговой деятельности и деятельности речевого аппарата:
Сразу отмечу, что к "лечению" детей у логопедов надо подходить осторожно. Хороший подход, когда логопед - это воспитатель в детском саду, так сказать, «тайный» врач, и все лечение это в основном дыхательная гимнастика и игра.
Вредный подход - когда ребенка ведут в больницу(!), к врачу(!), лечить "заикание"(!). Возникает дополнительный стресс. К ребенку прилипает ярлык больного болезнью "заикание". Поэтому, если Вы решили проконсультироваться с логопедом, то максимально завуалируйте эту встречу. Или скажите, что тетя (дядя) просто поговорит с тобой. Так же следите, чтобы логопед Вам ничего не рассказывал "с глазу на глаз" в присутствии ребёнка, так как ребенок всё услышит и заметит. Вы должны оценить, насколько профессионален логопед, какие советы Вам подходят.
ЗАДАЧА – НЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ (не заострять) ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ. Чтобы в результате общения ребенок не ощутил на себе ярлык "больного ребенка".
Специальные логопедические упражнения, например, «зарядка» языка, вращения губами и языком, "помощь рукой" и тому подобное – на мой взгляд, малышу ВРЕДНЫ! И вот почему :
во-первых, они акцентируют внимание ребенка на проблеме заикания.
во-вторых, сами по себе, это нудные, утомительные и неинтересные занятия, они быстро надоедают ребенку.
Такие упражнения хороши в ненавязчивой игровой форме: делали зарядку для ручек и ножек, сделаем и для языка .
Ни в коем случае не говорите ребенку слова «заикание», если требуют обстоятельства, говорите «запинки».
Бывает, даже детям прописывают «успокоительные» таблетки (!). Внимательно изучите состав таблеток, и если они не на травах, будьте осторожны!
Помните, что если логопед просит расслабиться и успокоиться, а до занятий или после вы спешите на автобус или маршрутку. Или когда занимаетесь - говорите медленно, а что-то случилось - повышаете голос, ускоряете темп речи - это не правильно!
Сейчас главные задачи - КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ; ОТСУТСТВИЕ СПЕШКИ В РЕЧИ и других действиях, ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА; УСТРАНИТЬ ВСЕ ПРИЧИНЫ ПОДАВЛЕНИЯ РЕБЁНКА – крики, наказания, даже повышения голоса.