Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы детей старше 3 лет.

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Цель методики: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

Инструкция

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция для ребенка: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)



Интерпретация результатов

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

  • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
  • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
  • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
  • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
  • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

    1. Этот кактус домашний или дикий?
    2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
    3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
    4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
    5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?



loading...
Всего комментариев: 15 Написать комментарий
Наталия (2017-02-15 11:22:13) ответить
Мой ребенок нарисовал кактус в цветочном горше, а сам кактус находится в домике, с крышей и трубой. На цветочном горшке нарисовал цветок. И сказал, что если цветок много поливать и ухаживать за ним, то у него вырастут большие колючки. И вот как это понимать?
Ольга (2017-04-22 18:03:48) ответить
Может, гиперопека имеет место быть?
Юлия (2016-11-23 23:57:23) ответить
а как можно проинтерпретировать данную методику, если девочка 5 лет нарисовала вообще обычный цветок, но говорит что он дикий, его можно трогать, за ним ухаживают и удобряют его; так же с ним рядом растут другие цветы (тюльпаны, подсулнухи), когда он выростит у него будут семечки, его плоды??
Геннадий (2016-11-25 13:35:39) ответить
Надо перерисовывать тогда рисунок. Просить нарисовать именно кактус. Если после 2-го раза нет рисунка кактуса, то надо узнавать, знает ли она, как вообще выглядит кактус.
Владислав (2013-05-20 11:50:43) ответить
Агрессивность в этом тесте смотрится не по наличию колючек вообще (а кактус ДОЛЖЕН быть колючим, как и мы должны быть агрессивными, чтобы уметь дать отпор в случае опасности, это защитная агрессия, без неё не выжить), а по их количеству, длине и остроте. Если кактус умерено колюч - это НОРМАЛЬНО, это говорит о том, что человек агрессивен только в случае опасности. Лысый кактус - это не норма, так как говорит о том, что человек чрезмерно доверчив и не защищён. Кроме того, именно для лучшей интерпретации мы и задаём вопросы: насколько колюч кактус и можно ли его трогать.
Анна (2013-05-07 10:09:53) ответить
Хорошая методика.. простая, но показательная..
Анна (2013-05-07 10:08:44) ответить
Каких только кактусов я не повидала, работая психологом 5 лет.. рисуют взрослые и лысые кактусы, и лохматые, одетые и раздетые, кустистые и одиночные, в шляпе и косынках.. и много еще разного)
Настя (2014-01-15 16:10:31) ответить
С юмором они у вас)))))))
Екатерина (2012-11-12 21:26:39) ответить
Чтобы говорить о психологической методике нужно знать психологию. Тест хороший, просто нужно суметь правильно интерпритировать.
Алла (2013-09-30 14:17:54) ответить
Полностью с Вами, Екатерина, согласна. Это тоже самое, что и с ножом. Для одного человека это кухонный инструмент, а для другого человека это орудие убийства, а для третьего это инструмент для творчества (резьба по дереву). Например, в школе психолог провела эту диагностику, не поговорила даже с детьми, и на родительском собрании сообщила родителям, что все дети в классе агрессивные. А причина такого вывода психолога в следующем. Любое происшествие в классе, вина детей и родителей, а не педагогов. Педагоги - это святое. Психолог причину выявлять не собирается потому, что и сами не знает в чём эта причина заключается. По одному тесту уровень агрессии у детей определять нельзя. Для этого надо провести комплексную диагностику. Так хочется крикнуть психологам. ГОСПОДА ПСИХОЛОГИ, БУДЬТЕ ГРАМОТНЫМИ, ТОГДА И ОБЩЕСТВО У НАС БУДЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНЫМ!!!!!!!!
Анастасия (2012-10-16 21:39:05) ответить
Взрослые, вы такие банальные! Все кактусы вам видятся и представляются одинаково колючими. А вот дети их видят совсем по-другому, рисуют совсем по-другому. Нам не представляются кактусы без иголок, а ребенку - запросто... Так что зря вы так :)
mama_Avgustina (2012-10-14 19:28:55) ответить
это зря.. попробуйте ради интереса предложить разным людям кактус.. не объясняя им зачем.. и сами увидите, что бывают кактусы с "острыми" колючками, "мягкими" колючками, кудряшками -))) и даже лысые... у меня так дети рисовали... колючки были внутри...
Елена (2012-03-05 10:40:53) ответить
не согласна с тестом кактус. Не видела в своей жизни не колючих кактусов. Ассоциация: нарисуй ёжика и рисуют совсем лысого ежа.так и вэтом тесте говорить об агрессии ребенка по колючкам нельзя
кристина (2010-10-07 19:14:32) ответить
=)
Мария (2013-04-29 17:42:31) ответить
уверяю Вас, в детских рисунках (да и во взрослых) лысые кактусы бывают... Только недавно проводила данную методику с ребенком 8 дет - нарисовал кактус без иголок, но с внутренней штриховкой.