Не следует думать, что познание доступно только взрослым. С самых первых дней жизни ребёнок воспринимает окружающее: видит, слышит, осязает и обоняет. Вы уже заметили, что из всех воспринимаемых воздействий новорождённый предпочитает те, которые исходят от взрослых, именно они наиболее важны для малыша. Самая привлекательная игрушка в первые месяцы — кукла или хотя бы нарисованное лицо. Ещё бы, ведь они воплощают наиболее важные признаки человека! Поэтому среди игрушек, которые вы подвешиваете в кроватке, не забывайте помещать куколок, клоунов, матрёшек. Особенной любовью малышей пользуется кукла-неваляшка. Американский психолог Б.Уайт рекомендует даже самим нарисовать яркими красками на круглой картонке улыбающуюся рожицу и подвесить так, чтобы младенцу удобно было её разглядывать — на расстоянии 40-50 см от глаз.
Не нужно дожидаться того момента, когда Вы убедитесь, что ребёнок уже умеет фиксировать свой взгляд на предмете, окружите его игрушками, как только он начнёт бодрствовать хотя бы несколько минут: не беда, если они пока не привлекают внимания, зато Вы, с одной стороны, предоставляете малышу возможность что-то рассматривать, а с другой — наличие игрушек побуждает его к рассматриванию. Но помните, что для развития познавательной активности ребёнка недостаточно просто окружать его игрушками, необходимо самим как можно чаще общаться с ним. Игрушка, показанная взрослым, более привлекательна для малыша, чем та, которая сама по себе попадала в поле его зрения.
На 1-м и 2-м месяцах жизни ребёнок преимущественно познаёт окружающие предметы с помощью зрения и слуха. Однако попробуйте приложить игрушку к его губам — он попытается её захватить ртом, лизнуть или укусить. Не думайте, что малыш голоден, рот в этом возрасте тоже служит активным органом познания, и даже более информативным, чем рука. Рука гораздо позже включается в обследование предметов. Но если Вы начнёте прикладывать к ручке ребёнка игрушку, то вскоре заметите, что он пытается потрогать её, захватить, ударить или толкнуть. Сначала эти движения неловки, как бы случайны, не сопровождаются взглядом или выраженным вниманием, но постепенно они совершенствуются, становятся целенаправленными. Те дети, с которыми проводятся подобные "занятия", намного раньше своих сверстников научаются удерживать предметы и манипулировать ими. Конечно, без помощи взрослого такие успехи невозможны.
Роль взрослого в стимулировании познавательного развития младенца не ограничивается только увеличением физических возможностей ребёнка при контактировании с различными предметами. Само по себе эмоциональное общение со взрослыми — мощный стимул для познавательной активности малыша. Давно известно, что дети, лишённые общения, безразличны к окружающему, поздно и в слабой степени овладевают действиями с предметами, вяло играют. Особенно это характерно для младенцев, воспитывающихся в домах ребёнка. М.И.Лисина провела замечательное по своей убедительности исследование, доказавшее что эмоциональное общение влияет на развитие познавательной активности младенцев, и выявившее пути этого влияния.
Она взяла две группы детей, воспитывающихся в доме ребёнка, в возрасте от 2-х до 4-х месяцев. Сначала у всех детей измерялся уровень развития познавательной активности. Затем с экспериментальной группой проводились занятия типа словесно-эмоционального общения (без участия предметов). Через два месяца производился второй замер уровня развития познавательной активности как в экспериментальной, так и в контрольной группе (с которой занятия не проводились). После этого с экспериментальной группой продолжались занятия ещё на протяжении месяца, и наконец производился заключительный замер уровня развития познавательной активности у детей обеих групп. В результате эксперимента было установлено, что уже после первых 15 занятий экспериментальная группа стала устойчиво обгонять контрольную по уровню развития познавательной активности.
Влияние общения на познавательную активность младенцев осуществляется двумя путями. Во-первых, в общении малыш получает такой заряд бодрости, радости, который сохраняет надолго и который он способен употребить для получения любой информации, не обязательно исходящей от человека, т.е. общение ставит малыша в активную позицию и по отношению к предметному миру. Во-вторых, общающийся взрослый представляет собой одновременно и самый интересный источник воздействий, объект познания. Реализация общения требует от малыша овладения и познавательными действиями. Рассматривая в процессе общения лицо, фигуру человека, трогая его, ребёнок научается совершать сложные зрительные действия, овладевает приёмами обследования, которые использует затем при восприятии предметов.
Мы установили ещё один путь влияния общения на развитие познавательной активности ребёнка во втором полугодии жизни. О нём мы уже писали выше, в разделе о первых привязанностях. Помните, как ведут себя малыши в незнакомой обстановке, когда мамы нет рядом? Они пугаются, плачут, отворачиваются от "страшных" игрушек. В присутствии мамы ребёнок смелеет, получает импульс к обследованию нового.
В гораздо худшем положении оказываются дети, не имеющие личностных связей. В незнакомой обстановке они выбирают оборонительную стратегию поведения, уклоняясь от обследования нового помещения, не проявляя любопытства к новым игрушкам. Понятно, что детям, растущим в семье, легче приобретать опыт в познании окружающего мира, чем воспитанникам дома ребёнка. Помните, что окружая малыша любовью и заботой, вовлекая его в эмоциональное общение в первом полугодии жизни, Вы способствуете тому, что, став старше, он будет иметь в Вас опору для преодоления страха, робости, для приобретения уверенности в себе. Это позволит ему активно осваивать новое окружение, применять имеющиеся способы обследования к незнакомым объектам. Согласитесь, что активная исследовательская позиция полезнее для познавательного развития, чем пассивно-оборонительная.