Современное научное знание рассматривает цвет как основополагающий фактор среды, оказывающий физическое, физиологическое, психологическое (эмоциональное) воздействие на человека. Впервые воздействие цвета на человека описал Гёте в своём труде "Учение о цвете". Жёлтый и синий он считал первичными цветами и относил первый из них к царству света, а другой — к царству тьмы; жёлтый и красный называл солнечными, тёплыми, активными; синий и фиолетовый определял как холодные, пассивные цвета ночи.
Гёте также заметил, что после длительного восприятия какого-либо одного цвета в нашем глазу вызывается дополнительный цвет в виде последовательного образа. В отличие от своих современников, которые видели в этом болезненное отклонение зрения, он объяснил последовательный образ естественной реакцией организма на полученное раздражение и сделал вывод: если в поле зрения будет находиться дополнительный к основному цвет, то глаз будет отдыхать за счет постоянно происходящей разрядки. Таким образом создаётся равновесие, гармония. Идеи Гёте о воздействии цвета и гармонии цветов служили в прошлом исходными позициями для художников.
Помимо цвета психологическим воздействием на человека обладает и форма. Изучение влияния природных форм и рукотворных (архитектура, городской пейзаж, оформление помещений) на психические процессы положило начало новой отрасли знания о человеке — видеоэкологии. Учёные, работающие в этой области, показали, что восприятие сложных архитектурных форм является комфортным психологически. То же относится и к природным объектам. Воздействие же современных архитектурных форм с монотонно повторяющимися прямыми линиями и прямоугольниками приводит к быстрому утомлению зрительной системы, снижает эмоциональный тонус.
Младенец готов к восприятию мира таким, каким его видит взрослый. Тщательные эксперименты показали, что уже с первых дней жизни новорождённый предпочитает простым формам более сложные, а черно-белому изображению — цветное. Точно так же ребёнок дольше рассматривает контрастные фигуры; угол привлекает его больше, чем прямая линия; он отличает изображение объёмное от плоского (например, шар от круга). Таким образом, зрительная система младенца уже настолько совершенна, что позволяет ему воспринимать сложные объекты, и чем они сложнее, тем интереснее для ребёнка.
Всё это следует учитывать, если Вы хотите создать благоприятные условия для развития малыша.
Иногда пустую комнату с белым потолком и чистыми однотонными стенами представляют себе как идеальные условия для содержания младенца. На самом же деле такая комната не только не полезна, но и просто вредна, если говорить о её влиянии на психическое развитие.
Известный американский психолог, исследователь интеллекта Джеймо Брунер проводил эксперименты с новорождёнными детьми, которые содержались в различных средовых условиях. Одна группа детей помещалась в комнату, в которой отсутствовали какие-либо стимулирующие воздействия, а другая группа — в комнату с яркими цветастыми обоями, цветным потолком, пёстрыми одеялами, через окно комнаты было видно, как работают врачи и медсестры, периодически включалась музыка.
Обе группы воспитывались в таких разных условиях несколько месяцев, после чего психологи определяли уровень умственного развития детей. Результаты испытаний показали, что дети, которые содержались в пустой, с голыми стенами комнате, отставали на три месяца по уровню интеллекта от детей, живших в комнате со стимулирующим окружением.
Подобные опыты проводились и другими учёными, их результаты позволяют с уверенностью утверждать, что среда раннего успешного развития должна быть насыщенной — содержать предметы, разнообразные по форме, цвету и оказывать различные стимулирующие воздействия. Были опробованы многие объекты: качающаяся колыбель, яркие кисточки, оборки на кроватке ребёнка, блестящие мячики, цветные обои и занавески. Однако, как мы уже неоднократно говорили, ведущую роль в развитии младенца играет взрослый. Развитие детей в домах ребёнка, где специально создавалась очень насыщенная стимулирующими воздействиями внешняя среда (применялись, кроме всего прочего, специальные тактильные стимулы, каталки, тренажёры), было всегда менее успешным, чем развитие детей, росших при любящей матери, пусть и в менее обогащённой среде.
Итак, богатое формами и цветом окружение несомненно является предпосылкой раннего интеллектуального развития, развития общих способностей. Однако психические процессы восприятия — это особая культурная деятельность, которой не научишься простым созерцанием объектов. Восприятие, тем более эстетическое, воспитывается, при этом взрослый обучает ребёнка культурным способам и приёмам.
Начинается всё с совместного восприятия интересных предметов взрослым и ребёнком. Рассказывая о компетентности младенца, мы упоминали открытую не так давно учёными синхронизацию сложных действий пары ребёнок-взрослый. В цикле подобных исследований было выявлено и своеобразное диалогическое взаимодействие матери и младенца при совместном восприятии. Для того чтобы понять, о чём идёт речь, рассмотрим пример, который знаком многим.
Вы приходите в гости к молодой маме и видите, что она держит младенца на руках; он чрезвычайно активно интересуется окружающим и буквально "водит" маму по комнате, показывая ей разными способами, что именно его в данный момент интересует. Мама подходит то к картине, висящей на стене, то к ярко-красному будильнику, то к окну, за которым качаются ветки деревьев. Инициатива каждый раз принадлежит самому ребёнку, но привлекая внимание матери к тому, что его заинтересовало, малыш начинает своеобразный диалог: он ждёт маминого комментария, рассказа, пояснения, называния предмета, затем сам совершает какое-то исследовательское действие и делает паузу, ожидая маминых слов. Если они "обсуждают" картину, мама обо всем подробно рассказывает и показывает детали, привлекая внимание ребёнка к части и целому, фону и главным фигурами, цвету и контрастам. Понятно, что восприятие малыша при этом совершенствуется; он учится ориентироваться на культурно заданные эталоны художественного восприятия. А если вспомнить, как рано младенец способен обобщать пережитый опыт, можно согласиться с утверждением, что в результате таких диалогов закладываются основы эстетического воспитания.