В семействах, где растет несколько детей, родители обычно обращаются с младшим ребенком как с любимчиком семьи. Причем ласковость и нежность к нему проявляются не только на словах. Родные искренне могут СЧИТАТЬ его маленьким И ОБРАЩАТЬСЯ С НИМ как с младенцем долгое время, даже тогда, когда он перестает им быть. Подобное отношение проявляется особенно часто, если последний ребенок появляется в семье спустя несколько лет после рождения предыдущего. Так бывает нередко.
И не только родители балуют малыша, но и братья, не видящие в нем соперника именно потому, что он такой маленький. Хотя ребенок и радуется вниманию и любви, которые окружают его, любая крайность здесь вызывает в нем желание зависеть от кого-нибудь. Пока он маленький, он счастлив, но, как только немного взрослеет и ему приходится самому сталкиваться с жизнью, он делается мнительным и беспокойным. Хотя его состояние станет заметно только в школьном возрасте — или даже позднее,— очень возможно, что такой ребенок еще некоторое время будет нуждаться в постоянной поддержке. Не так уж редки следы подобного инфантилизма и у взрослых людей, которые в полной мере оценивают все преимущества, какие дает им их ответственное положение, но все-таки чувствуют себя гораздо вольготнее, когда за них действуют или думают другие.
Проблема эта не такая уж серьезная, но требует некоторых усилий, чтобы уменьшить ее последствия. Прежде всего необходимо как можно чаще ободрять ребенка, особенно если он чем-то встревожен, например когда в первый раз идет в школу. Объясните ему, что и старшие братья в свое время тоже в первый раз отправлялись в первый класс.
Перед младшим ребенком нередко встают и иного рода психологические трудности. Если разница в возрасте между ним и старшими братьями достаточно велика, он окажется перед четырьмя или пятью «авторитетами», а не двумя. Это, конечно, может не только затянуть его детство, но и вызвать в нем чувства вражды и отчаяния. Если до года он ненамного отстает от своих братьев, то, начав соревноваться с ними, когда у него нет особых талантов, он терпит поражение хотя бы потому, что младше и неопытнее. И тогда он по-прежнему будет стремиться сохранить привязанность к тому, чем он уже обладает, а не взрослеть.
Родители, разумеется, могут уменьшить трудности развития каждого из своих детей, старших и младших, проявив определенную гибкость в воспитании. Ведь невозможно обращаться со всеми детьми, одинаково, несмотря на советы психологов. Ребята все разные, и мы по-разному реагируем на каждого из них. Мы любим ВСЕХ, и КРЕПКО ЛЮБИМ, но ПО-РАЗНОМУ. Впрочем, у нас нет альтернативы, и не надо думать, будто существует лишь один-единственный ответ на бесчисленные вопросы, какие встают перед нами.
Вот пример. Дадли, 4-летний мальчик, плачет из-за того, что ему не возвратили игрушку, которую он дал своему другу. Он утешится нашим проявлением любви, когда мы обнимем его, и он тут же заулыбается. Но очевидно, что со старшей сестрой, 12-летней Линдой, нужно обращаться в подобной ситуации по-иному. Словом, наше внимание и наша любовь к детям могут быть выражены тысячами способов. Ласковый жест или поцелуй в одном случае, терпеливое объяснение в другом — это лишь два разных способа разрешить ОДНУ И ТУ ЖЕ проблему.
Младший ребенок требует, конечно, гораздо больше ласки и заботы. Старшим детям мы уже не в состоянии уделить столько же внимания. Но тут можно и перестараться. Лучше, если родители заботятся прежде всего о старших детях. Отец и мать не могут позволить себе не обращать на них внимания только потому, что те стали много времени проводить с друзьями вне дома. При этом младший ребенок тоже не почувствует себя отвергнутым, так как ему будет уделено достаточно внимания, особенно в отсутствие старших детей. В таких случаях он неизбежно будет стараться занять их место в семейной иерархии, и побуждать его к этому станут не только родители, но и сами старшие братья.