Процесс обретения индивидуальности у близнецов проходит сложнее, чем у одиночно рожденных детей. Если у одиночно рожденного младенца формируется тесная привязанность только к своей матери, то у младенца-близнеца сразу образуется две таких привязанности: к маме и к соблизнецу. Поэтому перед близнецами стоит более сложная задача: научиться воспринимать себя не только отдельно от матери, но и от соблизнеца.
Формирование индивидуальности каждого из детей может быть затруднено, если семья и окружающие люди относятся к близнецам как к единому целому, слишком подчеркивают их сходство и считают, что совсем не обязательно уделять внимание индивидуально каждому из них. Родителям близнецов очень важно избегать подобного поведения, поскольку оно поддерживает и укрепляет эмоциональную зависимость между детьми.
Не стоит называть близнецов похожими по звучанию или ритмической структуре именами (например, Саша и Паша, Марина и Ирина и т.п.). С самых первых дней вы должны научиться различать своих малышей и обращаться к ним по именам. Чтобы вы всегда могли сказать, «кто есть кто», вы можете, например, покрасить ногти одного из малышей безвредным лаком или сделать им разные браслетики и т.п.
Постарайтесь, чтобы каждый из близнецов имел возможность регулярно общаться с каждым из членов семьи. Разговаривайте с обоими близнецами вместе и с каждым из них по отдельности; старайтесь почаще гладить своих малышей; обнимайте их, берите на руки – это для них очень важно. Вы можете брать на прогулку или по делам по одному близнецу (или близнеца вместе с другим братом или сестрой): так малыши постепенно привыкнут находиться друг без друга и в дальнейшем не будут ощущать чрезмерного дискомфорта, если им придется расстаться на несколько часов или даже дней. Такое личное общение поможет формированию у близнецов привязанности ко всем членам семьи.
Позвольте близнецам самим выбирать, что они оденут, и самостоятельно одеваться, как можно раньше (к 3-4 годам они уже должны уметь это делать). Не настаивайте на том, чтобы они одевались одинаково, даже если родственники дарят им одинаковые комплекты одежды.
Ниже мы перечислим некоторые особенности родительского поведения, которые могли бы способствовать более успешному формированию индивидуальности у близнецов.
Мы предлагаем вам несколько критериев того, что ваши близнецы успешно обретают собственную индивидуальность.
Все попытки ваших близнецов обрести индивидуальность всегда будут уравновешиваться давлением со стороны других людей, считающих, что близнецы представляют собой одно целое, а иногда и настаивающих на том, что близнецы должны быть одинаковыми! Поэтому не бойтесь переусердствовать, помогая своим малышам обрести индивидуальность!
В жизни близнецов постоянные сравнения друг с другом неизбежны. Их всегда будут сравнивать окружающие, а порой и их самих можно поймать в момент спора о том, кто из них самый-самый… В самом начале жизни близнецов сравнение их между собой способствует развитию привязанности родителей к детям: чтобы папа с мамой крепче полюбили новорожденных, им нужно узнать, кто из них какой. Когда рождаются близнецы, родители стараются подметить, в чем каждый из них уникален.
По мере взросления близнецов нужно находить золотую середину между сравнениями их друг с другом и необходимостью видеть в каждом ребенке индивидуальность. Родители близнецов, учитывающие тот факт, что сравнение – это неотъемлемая часть жизни их детей, могут принять профилактические меры против обременения их излишними «ярлыками».
Дело в том, что постоянные изменения в личностях близнецов и в их отношениях с окружающими не позволяют навесить на них раз и навсегда определенные ярлыки. Сегодняшний тихоня завтра может стать душой компании. У каждого из близнецов своя траектория развития, поэтому физический рост и становление личности идут у каждого из них в своем темпе. Навешивание ярлыков может стать самоисполняющимся пророчеством, которое наложит свой отпечаток на те изменчивые и уникальные отношения, которые каждый из близнецов устанавливает друг с другом, с членами семьи и с окружающим миром.
Мамам и папам все время придется выслушивать вопросы родственников, знакомых и сотрудников о том, кто из близнецов более общительный, уравновешенный, у кого лучше аппетит и т.д. Многих неподготовленных родителей первые выходы на прогулку или в гости способны поставить в тупик. В начале некоторые из них одевают близнецов одинаково и охотно отвечают на расспросы зевак и родственников. Другим такое внимание доставляет неудобство. Большинство родителей не любят, когда их близнецов сравнивают между собой. Поэтому даже у близнецов, еще не умеющих говорить, можно начинать моделировать поведение на случай нежелательных сравнений. Вот несколько стратегий, которыми полезно руководствоваться, когда вы хотите уклониться от лишних вопросов и контактов:
Встреча с близнецами поражает людей, поэтому они часто задают неграмотные вопросы из самых лучших побуждений. Родителям разнополых близнецов привычно выслушивать вопросы о том, однояйцовые они или нет.
Когда вас спрашивают, у кого из детей характер лучше, можно перефразировать вопрос: «Вы имеете в виду, что они из себя представляют как личности?» Кроме того, можно объяснить любопытствующим, что ваши дети постоянно меняются. Родители могут показать родственникам и учителям, как сформулировать вопросы, не подразумевающие сравнения близнецов. Если вы в настроении, можно попытаться объяснить слушателям, как ценить в близнецах и сходства, и различия, при этом не сравнивая их между собой.
Что касается самих детей, то, вне всякого сомнения, многие из них сравнивают себя с соблизнецом. Эти сравнения начинаются с простого любопытства, которое еще обостряется от того внимания, которое окружает их с момента рождения. Взрослая женщина-близнец рассказывает, что в детстве они с сестрой дошли до того, что стали сравнивать, у кого больше веснушек, и спрашивали у мамы: веснушки – это хорошо или плохо?
Постоянные сравнения, исходящие от окружающих, неподвластны влиянию близнецов. Однояйцовые близнецы внешне похожи, что побуждает окружающих отыскивать их различия и во всеуслышание объявлять о них. А между разнояйцовыми близнецами, тем более разнополыми, особенно интересно находить сходства. Разнояйцовых близнецов часто ставят в неловкое положение, требуя доказательства их близнецовости, потому что часто они не похожи внешне.
Сравнения – это палка о двух концах. Близнец, хорошо успевающий в учебе, гордится своими достижениями, но чувствует неловкость или даже вину от того, что его соблизнец страдает от сравнений. Это может кончиться тем, что успешный близнец забрасывает занятия, чтобы не подводить второго. Близнецы могут опробовать следующие стратегии поведения в ответ на нежелательные сравнения:
У 40% близнецов наблюдается характерная проблема, непонимание которой родителями и учителями может отрицательно сказаться на успешности обучения этих детей в школе.
Каковы возможные причины этого явления, которое зачастую приводит к задержкам развития речи у близнецов?
Известно, что основную роль в речевом развитии ребенка играет его общение со взрослыми. Между тем родители близнецов обычно не могут позволить себе длительные беседы с каждым ребенком с глазу на глаз. Мать, которой нужно сменить две пеленки, едва ли станет засиживаться с одним ребенком и болтать с ним, в то время как другой криками пытается привлечь ее внимание. А когда ребенок подрастает, вечно занятому родителю не хватает времени, чтобы исправлять его грамматику и произношение.
Все дети, когда учатся говорить, подражают нескольким моделям, например, няне, старшим детям, сверстникам, родственникам. Близнецы, поскольку проводят вместе больше времени, в основном подражают друг другу, что еще больше усиливает искажения, и без того присущие детской речи. В результате многие слова становятся непонятными для окружающих – это и есть «тайный язык», или так называемая автономная речь близнецов. Частое явление в речи маленьких близнецов – опускание окончаний определенных слов. Считается, что такой сокращенный язык нужен близнецам, чтобы быстрее изложить свои мысли, поскольку в семьях с несколькими детьми обостряется конкуренция за право быть услышанным и понятым родителями.
Поэтому нет ничего странного в том, что у близнецов, особенно если у них очень тесные отношения друг с другом, обнаруживаются некоторые задержки речевого развития. В среднем такие задержки чаще встречаются у близнецов, чем у одиночно рожденных детей, но это ни в коем случае не должно считаться показателем умственной отсталости или предвестником трудностей в обучении. Тем не менее, чтобы успешно выйти из домашней обстановки в более широкое социальное окружение, близнецам нужно развивать соответствующие речевые навыки. Кратчайший путь к достижению этой цели – подражание правильной речи родителей.
Рассмотрим несколько практических приемов, с помощью которых можно поддержать и ускорить речевое развитие ваших близнецов:
И среди одиночно рожденных детей, и среди близнецов встречается небольшое количество детей с нарушениями либо физического, либо умственного, либо обоих видов развития. Причем частота подобных нарушений у близнецов несколько выше. И это не удивительно. Известно, что у недоношенных детей выше риск появиться на свет не совсем здоровыми. К нарушениям могут также приводить некоторые особенности развития, характерные именно для близнецов (например, синдром «переливания крови» между плодами в утробе матери). Кроме того, у «младших» близнецов выше риск появления нарушений центральной нервной системы из-за того, что во время родов они испытывают недостаток кислорода.
Проблемы развития у близнецов обычно обнаруживаются быстрее, чем у одиночнорожденного ребенка, потому что отставание одного из детей от соблизнеца рано обращает на себя внимание взрослых. Такая ранняя диагностика позволяет принять своевременные меры и назначить лечение.
Наследственные заболевания, такие как фиброз мочевого пузыря и генетические нарушения (синдром Дауна), встречаются у близнецов не чаще, чем у одиночнорожденных детей. Разнояйцовые близнецы, как и обычные братья и сестры, редко болеют вместе. Даже инфекции во время беременности (например, краснуха) или препараты, нарушающие развитие плода (талидомид) могут повредить одному ребенку, но пощадить второго. Однояйцовые близнецы также редко страдают от одной и той же болезни, если только она не передается по наследству (например, болезнь Дауна может наблюдаться только у одного из близнецов). По-видимому, это объясняется тем, что данное генетическое нарушение развивается уже после расщепления яйцеклетки.
Родители больного ребенка неизбежно испытывают бурю смешанных эмоций, из которых не последнее – это чувство утраты здорового малыша. Для родителей близнецов к этому добавляется еще одна специфическая утрата – утрата «близнецовости». Многие мамы и папы испытывают гордость от того, что у них родились близнецы, и наслаждаются вниманием окружающих. Поэтому часто родители избегают афишировать, что их дети, настолько разные по своему физическому и умственному развитию, на самом деле – близнецы. Вместе с тем, им трудно перестать относиться к детям как к паре и отказаться от образа себя как родителей близнецов.
В еще одном случае впечатлительная мать чуть было не отказалась от лечения дочери из-за желания сохранить внешнее сходство близнецов.
Перед некоторыми родителями встает проблема – как правильно хвалить и поощрять своих близнецов.
Братья и сестры детей-инвалидов во время стрессов могут как бы возвращаться назад в развитии, уподобляясь близнецу.
Для большинства детей тяжело иметь физически или умственно неполноценного брата или сестру. Это влечет за собой неизбежные изменения в жизни семьи: уход за больным ребенком требует времени, а это значит, что мама и папа уделяют здоровым детям меньше внимания.
Здорового близнеца эти проблемы затрагивают даже в большей степени, если ему постоянно напоминают, что он и больной ребенок являются членами одной близнецовой пары. Он может переживать иррациональное чувство вины за то, что несчастье обошло его стороной, что его здоровье досталось ему ценой болезни соблизнеца. Поэтому здоровый ребенок часто пытается «искупить свою вину» перед соблизнецом и берет на себя значительную часть ухода за ним.
Еще одна частая причина нарушений в социальной жизни здорового ребенка – это опасение, что друзья увидят его с соблизнецом и не захотят приходить в гости. Эта проблема возникает реже, если близнецы не подчеркивают свою «близнецовость».
Ухаживать за ребенком-инвалидом труднее даже в младенчестве: он отказывается от груди, медленно сосет, может страдать припадками. Поэтому матери приходится полностью сосредотачиваться на нем, а уход за здоровым близнецом поручать чуть ли не первому встречному. Часто друзья семьи, понимая эту ситуацию, предлагают свою помощь в уходе именно за больным малышом. Идеальной ситуацией для родителей было бы оставить больного близнеца на несколько часов надежному человеку, а самим сходить куда-нибудь со здоровым ребенком.
Ребенку-инвалиду часто требуется помощь врачей, поэтому логопед, физиотерапевт и другие специалисты становятся своего рода «друзьями семьи». Частые визиты в поликлинику означают, что одному ребенку уделяется особое внимание, а другому приходится идти следом за матерью, чтобы ей не мешать, или оставаться дома с няней. Поэтому здоровый ребенок часто ощущает, что его не замечают. Некоторые дети начинают бороться за внимание родителей негативными способами, создавая им множество проблем, а другие пытаются обрести чувство безопасности за счет того, что не отходят от матери ни на шаг и отказываются разговаривать с кем-то еще.
Временами даже самый понимающий ребенок чувствует зависть и неприятие того внимания, которым окружают его больного соблизнеца, которому, к тому же, делают множество послаблений, например, освобождают от работы по дому. Здоровый ребенок может выражать свои эмоции разными путями – от открытой ревности и раздражения до более сложных поведенческих расстройств.
Наличие в семье больного ребенка накладывает определенные ограничения на жизнь семьи в целом. Это касается многих видов активного отдыха – например, велотуризма. Если же у ребенка задержка умственного развития, в основном исключаются походы в музеи, театры, кино. Однако в этой ситуации есть свои плюсы для каждого из близнецов. Больной ребенок всегда имеет перед собой образец для подражания в лице своего соблизнеца, который побуждает его развиваться в физическом и социальном плане. А у здорового близнеца вырабатывается терпение и чуткость к нуждам другого человека.
Дети, выросшие в семье, один из членов которой умственно или физически неполноценен, в дальнейшем часто выбирают профессии, связанные с уходом и заботой о других людях. Родителям следует поддерживать ребенка в его склонностях, не обостряя вместе с тем его чувство вины перед соблизнецом.
Когда в семье больны оба ребенка, на плечи родителей ложится невероятная тяжесть. Они не только переживают двойную трагедию, но и вынуждены справляться с эмоциональной и физической нагрузкой, связанной с уходом за двумя детьми. Даже физическая нагрузка сама по себе может оказаться невыносимой. Всем семьям с детьми-инвалидами, особенно если это близнецы, необходима посторонняя помощь. Только в таких условиях мать может уделить необходимое внимание больным детям и найти время для здоровых.
Близнецы, родившиеся после 37 недель с нормальным весом, болеют не чаще, чем одиночнорожденные дети. Но у маловесных и недоношенных близнецов чаще, чем у одиночнорожденных детей, встречаются нарушения движения, которые на раннем этапе требуют коррекции с помощью гимнастики. Причиной этого является прежде всего недоношенность и в меньшей степени – нарушение питания в утробе матери. У маловесных и недоношенных детей незрелость мозга, недостаток питания и кислорода, кровоизлияния в мозг, а также стесненность движений в утробе матери могут приводить к нарушениям осанки. При ягодичном предлежании часто развиваются заболевания тазобедренного сустава, а при неправильном положении головы может возникнуть сокращение мышц шеи, так называемая кривошея.
Нарушения движения и задержки развития можно исправить тем успешнее, чем раньше они будут обнаружены. Чтобы как можно раньше выявить возможные нарушения, дети «группы риска» проходят обследования у педиатра.
Массаж прекрасно снимает у детей все тревоги и волнения, помогает расслабиться и оказывает на них позитивное воздействие, которое будет сказываться всю последующую жизнь. Все достоинства детского массажа с трудом поддаются перечислению, при этом он полезен как для близнецов, так и для их родителей. Малыши, получающие сеансы массажа, более спокойны, дольше спят и меньше плачут.
На недоношенных детей (которых много среди близнецов) массаж оказывает еще более значительное воздействие. Оказалось, что дети, которых массируют три раза в день, более внимательны, период бодрствования у них длиннее, они быстрее набирают вес и выписываются из роддома на 3-6 дней раньше, чем их сверстники, не получавшие сеансов массажа. В возрасте 8 и 9 месяцев эти дети по-прежнему превосходят своих сверстников ростом и весом, а также опережают их в развитии интеллекта и двигательной активности. Нервная система недоношенных детей, получающих сеансы массажа, созревает быстрее. Благодаря этому у них быстрее устанавливается правильный режим сна и бодрствования и они охотнее откликаются на присутствие взрослого.
Кроме того, массаж поможет родителям малышей-близнецов на некоторое время замедлить бешеный ритм своей жизни. Это замечательный способ для матери немного успокоиться и лучше узнать индивидуальность каждого ребенка. Когда делаешь малышу массаж, спешить нельзя, а ведь так часто матери близнецов бегут по жизни на всех парах. Он помогает сбросить темп и обратить внимание на такие мелочи жизни, которые очень важно не упускать из виду. Работающим матерям близнецов приходится еще тяжелее, поэтому массаж дает им возможность побыть наедине с каждым ребенком и укрепить контакт с ним. После длительного рабочего дня он помогает установить с ребенком контакт через прикосновение. Это избавляет мать от чувства вины за свое отсутствие. Массаж также развивает у родителей чувство уверенности в своей способности обращаться с детьми, особенно если они родились раньше срока. У отцов такая уверенность возникает не сразу.
Перед тем как начать массировать детей, поговорите с врачом о том, какие прикосновения к ним допустимы, особенно если малыши родились раньше срока. Если массаж им пока не показан, поинтересуйтесь, можно ли носить их в слинге – это также позволяет поддерживать с ними телесный контакт.
Если ваши малыши уже готовы к массажу, существуют техники, которые можно использовать даже до выписки из роддома. Для начала, одновременно проводите руками по голове и ножкам малышей. По мнению специалистов, это дает им ощущение того, что они все еще находятся в утробе матери. Кроме того, рекомендуется массировать пальцы ног, растирать кисти рук, сгибать и разгибать ручки и ножки и поглаживать малышам голову и лоб. Новорожденные дети могут выдержать не более 15 минут массажа, а затем наступает пресыщение.
После выписки включите массаж в обычный режим дня. Рекомендуется приурочить его ко времени купания или укладывания в постель. Можно попробовать после купания растереть близнецов детским кремом или маслом, надеть пижамы и уложить спать. Другое время, пригодное для массажа, – период бодрствования по утрам или вечерам. Только предварительно убедитесь, что малыши не голодны и не устали.
Массаж можно делать и детям, уже вышедшим из младенческого возраста.
Три способа успокоить животик малыша :
Воспитание близнецов, даже физически здоровых, – нелегкая задача. И она еще более осложняется, если родителям приходится растить недоношенных близнецов или близнецов с особыми нуждами. Опыт родителей, которые успешно справляются с задачами воспитания близнецов с проблемами здоровья или поведения, подсказывает обратить внимание на следующие моменты.
Признайтесь себе в том, что вы, возможно, опечалены фактом утраты вашими детьми нормальных возможностей. Эта печаль не покидает многих родителей всю жизнь: хотя они и говорят, что любят детей такими, какие они есть, но все же мечтают, чтобы они были нормальными. Чем раньше вы осознаете и проработаете чувства разочарования, отрицания, злости, вины и страха, тем легче вам будет действенно реагировать на потребности своих детей. Родители близнецов с особыми нуждами часто чувствуют себя одинокими: они не находят полного понимания ни у родителей здоровых близнецов, ни у семей детей-инвалидов. Многие родители по крупицам черпают поддержку у сочувствующих друзей и родственников, некоторые прибегают к помощи Интернет-ресурсов.
Родители часто пренебрегают заботой о себе и о здоровых детях, полностью посвящая себя детям с особыми нуждами. Это может привести к психологическому сгоранию, распаду брака и даже к отвержению проблемных детей. Ешьте и спите вдоволь. Побольше общайтесь с супругом, делайте перерывы на отдых, чтобы выйти из ситуации, находите время для хобби, уделяйте индивидуальное время каждому из здоровых детей. Научите друзей и родственников нянчить малышей. Это особенно важно в экстренных случаях (например, в случае госпитализации или неотложной поездки). Надежные помощники, которым можно доверить детей и работу по дому, незаменимы в семьях близнецов, и тем более помогают вам сохранить рассудок, если вы воспитываете детей с особыми нуждами. Родителям нужно разделить обязанности между собой, чтобы не доводить одного из супругов до негодования перегрузками. Принимайте любую помощь и точно указывайте окружающим, что именно они могут сделать для вас.
Депрессия чаще случается у родителей близнецов вообще, не говоря уж о тех случаях, когда кто-то из детей умер или является инвалидом. Чем больше у вас стрессов, каждодневных трудностей и проблем со здоровьем детей, тем больше риск депрессии. Если вы чувствуете, что проблемы, с которыми вам приходится справляться, слишком серьезны, обратитесь за помощью к специалисту, потому что эффективное излечение вашей депрессии позволит вам лучше заботиться о детях.
Если ваши дети родились на 2-3 месяца раньше срока, пройдет много времени, пока они начнут улыбаться, держать головку и ползать. Эти задержки в развитии, особенно в развитии общения со взрослым, разочаровывают многих родителей, особенно если дети требуют постоянного ухода, а родители практически не получают от них ответной реакции. Многие родители обнаруживают, что они больше привязались к одному из детей – к более слабому физически или к ребенку с особыми нуждами. Другим родителям, наоборот, проще любить более крепкого малыша. Постарайтесь осознать тот момент, когда один из детей становится любимчиком, и не навешивайте на близнецов ярлыки, вроде «сообразительный, отстающий, хромой» и т.д.
Некоторые родители недоношенных близнецов после родов, когда их шансы выжить еще не ясны, стараются не слишком привязываться к детям. Это нормальный защитный механизм, но он может осложнить развитие привязанности. Процесс развития привязанности, особенно к недоношенным детям, может занять несколько месяцев, но все равно родители постепенно начинают их любить.
Для родителей, оплакивающих утрату своим ребенком нормальных возможностей, чувство отвержения в его адрес, стремление всячески защитить более крепкого малыша, страх сломаться под грузом забот о двух детях-инвалидах, чувство вины перед детьми – нормальная реакция. Не требуйте от себя больше того, на что вы реально способны. Приспособление к особым нуждам детей – это медленный, постепенный процесс. Он может протекать тяжелее, если ребенок страдает умственной отсталостью, задержками развития речи или серьезными физическими нарушениями, требующими постоянного ухода. Но когда дети достигают школьного возраста, жизнь большинства родителей становится проще.
Воспитание недоношенных близнецов или близнецов с особыми нуждами – это сложное занятие, и вам всей семьей нужно установить приоритеты своей деятельности. У вас, скорее всего, не получится одновременно нянчить двух детей. Тем не менее, не теряйте из вида более крепкого малыша, в то время как ухаживаете за его слабым соблизнецом. Всем вашим детям нужна любовь и обогащенная домашняя среда, стимулирующая их развитие.
Относитесь к своим детям, не подчеркивая их отличия от прочих сверстников. Установите границы дозволенного и требуйте от них дисциплины, как и от любых здоровых детей. Если один из близнецов здоров, а второй – инвалид, не сдерживайте развитие первого, чтобы «они были больше похожи на близнецов». Старшие и младшие братья и сестры близнецов также нуждаются в вашей заботе и индивидуальном внимании. Убедитесь, что здоровые дети не перегружены уходом за малышами (купанием, одеванием, врачебными процедурами и т.д.). Они могут быть очень привязаны к ребенку с особыми нуждами и стремиться сделать для него все, что в их силах, но для них уделять время общению со сверстниками, переложив часть заботы о малышах на родителей. Найдите золотую середину.
Дни рождения недоношенных близнецов и близнецов с особыми нуждами, особенно если один из них умер до рождения или вскоре после, часто связаны с болезненными воспоминаниями. Некоторые родители даже по прошествии десятка лет предпочитают отмечать день рождения не тогда, когда близнецы реально родились, а, например, в тот день, когда оставшийся в живых близнец был выписан домой из больницы. Другие устраивают праздник через несколько месяцев после реального дня рождения, после того как их оставят ежегодно возвращающиеся грустные воспоминания. Пусть любые способы обойти тягостные воспоминания и полноценно отметить день рождения оставшихся в живых детей войдут в традицию, даже если члены семьи не понимают вашу проблему. Многие родители ценят, когда гости во время праздника поименно вспоминают умерших близнецов. Сами родители часто включают в процедуру празднования какую-то символ, например, ангела или бабочку на торте, минуту молчания, чтение стихотворения или молитвы.
Вы – лучший защитник своих детей. Настойчиво требуйте финансовой поддержки, информации, помощи от медицинских работников и понимания от школы. Вам придется сделать множество звонков и написать кучу писем, но упорство оправдывает себя. Определите фронт работ и выделите приоритетные направления. Организуйте свою деятельность: ведите список необходимых дел и календарь врачебных процедур.
Чем раньше дети с особыми нуждами начинают получать лечение, тем лучше для них. Если ваши чувства подсказывают, что у детей есть проблема, потребуйте проведения соответствующих тестов или анализов. Не позволяйте сбить себя с толку специалистам, цитирующим «мифы» о том, что близнецы всегда отстают в моторном развитии или в норме начинают говорить позже, чем одиночнорожденные. Если вы подозреваете наличие проблемы, обсудите ее с кем-то знающим.
В ситуации общения также заступайтесь за своих детей. Друзей и родственников приходится учить, как включать ваших детей в свою компанию. Расскажите им заранее о возможностях и трудностях своего ребенка и пригласите их пообщаться с ним, имея в виду, что ваш ребенок – это прежде всего личность, а его особые нужды – на втором месте. Дети с проблемами поведения быстро утомляются в шумных людных местах. При планировании выходов из дома руководствуйтесь здравым смыслом и будьте готовы покинуть продолжительные мероприятия, если ваши дети легко устают.
Образование жизненно важно для ваших детей. Отделение здорового близнеца и близнеца с особыми нуждами друг от друга в школе и в детском саду может даться им тяжело. Лучше всего отложить или ограничить расставание, где это возможно, потому что отношения между близнецами помогают многим из них справляться с трудностями. Посещение ребенком его соблизнеца в другом классе позволяет детям убедиться, что, когда они в разлуке, каждый из них находится в хороших руках. Это также позволяет их одноклассникам увидеть и принять различия между близнецами.
Убедитесь, что в школе знают о том, что ваши дети – близнецы. Иногда учитель считает ребенка одиночно рожденным, если его соблизнец умер или учится в другой школе. Учителя и психологи, отвечающие за благополучие ребенка, должны иметь представление о психологических особенностях воспитания близнецов.
Детям с особыми нуждами, как и всем другим детям, требуется любовь и забота. Обращайтесь к окружающим за поддержкой и информацией и с уважением относитесь к уникальным отношениям между близнецами. Найдите скрытые преимущества своего положения, например, возможность познакомиться с интересными людьми и их детьми. Смотрите на реальность с оптимизмом. Заботьтесь о себе, своем супруге и других детях, а не только о ребенке с особыми нуждами. Настойчиво обращайтесь за финансовой и прочей помощью. Защищайте интересы ребенка при взаимодействии с медицинскими работниками и системой образования. Поймите, что в вашей борьбе вы не одиноки. Многие прошедшие впереди вас уже проложили вам колею и готовы поделиться своими находками.
Из книги "Физическое и психическое развитие близнецов"