Тест “Рисунок человека”

Рисуночная методика для определения индивидуальных особенностей личности -  Рисунок человека.

Тест "Рисунок человека" разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Процедура проведения исследовани

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("А какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "Любого", "Рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "Ты начни, а дальше легче будет...". В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения.

В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.


Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Интерпретация результата

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам (присвойте каждому положительному ответу один балл ):

    1. У человека нарисована голова.
    2. У него две ноги.
    3. Две руки.
    4. Туловище достаточно отделено от головы.
    5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
    6. Плечи хорошо прорисованы.
    7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
    8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
    9. Шея ясно просматривается.
    10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
    11. У человека нарисованы глаза.
    12. У него нарисован нос.
    13. Нарисован рот.
    14. Нос и рот имеют нормальные размеры.
    15. Видны ноздри.
    16. Нарисованы волосы.
    17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
    18. Человек нарисован в одежде.
    19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
    20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
    21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
    22. На руках изображены пальцы.
    23. На каждой руке пять пальцев.
    24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
    25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
    26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
    27. Прорисован локтевой сустав.
    28. Прорисован коленный сустав.
    29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
    30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
    31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
    32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
    33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
    34. На ногах можно различить пятки.
    35. Форма головы правильная.
    36. Форма тела в целом правильная.
    37. Очертания конечностей переданы точно.
    38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
    39. Уши хорошо различимы.
    40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.
    41. На лице прорисованы ресницы и брови.
    42. Зрачки расположены правильно.
    43. Глаза пропорциональны размерам лица.
    44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
    45. Четко различимы лоб и подбородок.
    46. Подбородок отделен от нижней губы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвоив каждому положительному ответу один балл, суммируйте полученные баллы.

Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.

  • 5 лет - 10 очков
  • 6 лет - 14 очков
  • 7 лет - 18 очков
  • 8 лет - 22 очка
  • 9 лет - 26 очков
  • 10 лет - 30 очков
  • 11 лет - 34 очка
  • 12 лет - 38 очков
  • 13 лет - 42 очка
  • 14 лет - свыше 42 очков

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д.,но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

Рис.13. Рисунок человека без носа и рта.

Рис.13.  Рисунок человека без носа и рта.
  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше.

Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные (рис. 14) или очень причудливые фигуры.

Рис.14 Рис.14.

Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор - это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Столкнувшись с чем-то подобным или просто непонятным, не спешите делать выводы. Некоторые странности в рисунках могут иметь простые и правдоподобные объяснения. Поэтому следующим этапом будет описание нарисованной фигуры. Попросите ребенка рассказать, кто изображен на его рисунке. Даже простое описание ребенком рисунка может дать интересную информацию, поскольку, несмотря на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры речь пойдет о самом ребенке, его чувствах, мыслях и переживаниях.

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Кто он?
  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.

После того как вы собрали первичную информацию с помощью этого краткого опроса и анализа поведения ребенка во время рисования, следует перейти к интерпретации рисунка. Прежде всего, нужно иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры имеет символическое значение, характер которого учитывается при интерпретации. Каждый орган тела приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

В очередной раз хотим предупредить о неприемлемости поспешных заключений. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому вы не должен пытаться ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Символические значение фигуры человека

Голова - олицетворение сферы интеллекта, место локализации "я" ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание. Если ребенок уделяет голове слабое внимание - это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб - это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу.

Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке. Если у человека непропорционально большая голова - это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. п. или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы. Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо - символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка. Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры. Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами. Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо - довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного "я". Не менее тревожный факт - изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок. За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок - отражение силы воли, властности, мужественности и т.д. Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови. Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы. Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, - свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши - если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно - об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза, как известно, - зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое. Пристальный, пронизывающий взгляд - выражение агрессивности. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами - символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже - мальчики. Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами. Закрытые глаза - попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза - отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот - многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер. Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности. Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы - общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, - признак верной половой идентификации. Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссических тенденций.

Нос - сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.
Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности. Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.
Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Рис. 17 Рисунок человека. Пример рисунка. Руки.

Руки - символ активности, коммуникативности и контактности (рис. 17). Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению - это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах - это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения. Другая важная характеристика изображения рук - это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони - признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею.

Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков - признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела - открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки.

Отсутствие рук - крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка. Для детей старшего возраста отсутствие рук - очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук.

Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам. Если ребенок рисует длинные руки - это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать. Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище - символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком - это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения - внутренняя сила, сильное эго.

Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах. Если сильный ребенок рисует слабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта.

Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой. Если маленький ребенок изображает пупок - это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста - это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя. В целом округлая форма туловища - уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность.

Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью. Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне. Крайне негативный признак - изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги - символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если стопы нарисованы в профиль - это признак устойчивости, уверенности в себе.

Рис.18 Рисунок человека. Пример рисунка. Ноги и Стопы.

Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности (рис. 18). Подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги - выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности.

Маленькие, неустойчивые ступни - довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий. Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей.

Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации.

Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, - а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), - это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение рисунка на листе

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность. Фигура, смещенная на листе вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево - означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке. Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Мальчики (редко - девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение - голова в профиль, туловище анфас - усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

Рис.19 Рисунок человека. пример № 19. Прозрачность.

В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности (рис. 19). Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В "мягком" варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали. Среди необязательных деталей рисунка - такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы - это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела. Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу - явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки. Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей - это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.
Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей. Рисунок человека был и продолжает быть любимым предметом детского творчества. В процессе интеллектуального и личностного роста ребенка рисунок человека подвергается ряду преобразований, но данный образ должен сохраниться, по крайней мере, на протяжении периода скрытой сексуальности как центральный мотив в рисунках, которые могут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, возможно даже облако или два. Для маленьких детей настолько нетипично исключение из рисунка фигуры человека, что, безусловно, подтверждает предположение о вероятных трудностях в межличностных отношениях. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце. Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.
Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания. Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

Качество линий

При интерпретации рисунка оценивается и качество линий. Значение того или иного типа линий вы можете найти в части книги, посвященной особенностям детского рисунка в целом.

Кроме того, к данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста "Дом-Дерево-Человек" в той его части, которая относится к рисунку человека.

Заключение

Таким образом обобщая изложенное, можно сказать, что рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Рисунок ребенка позволяет выносить гипотетические суждения о таких свойствах и характеристиках личности, как: агрессивность и враждебное отношение к окружающим, озлобление, спутанная сексуальная роль, чувство фрустрации и импульсивность, тревога и многих других как более, так и менее серьезных нарушениях.

Источник: psiholognew.com
из книги Кэтрин Тейлор "Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей"



loading...
Всего комментариев: 74 Написать комментарий
anonimno (2020-12-07 21:50:08) ответить
мне 15 я поняла что я самовлюбленная и незащищённая, у меня головная боль (это правда). У меня нет самоконтроля. У меня ранее сексуальное развитие. Я скрытный и погруженный в себе человек. Можно вопрос? Когда у меня тихая истерика ( когда я очень сильно плачу и хочу сдохнуть прямо здесь и сейчас) я хочу навредить себе. Это сильное желание просто убивает, пока я это не сделаю, но потом мне становится легче. я не могу просто найти смысл жить дальше. Что посоветуете? Я веду лс дневник т.к. мне так рекомендовали.
Шахризада (2020-11-20 16:42:02) ответить
Добрый день. Ребёнку 4,5 года. Нарисовал человека с большой головой и с огромными глазами. Без туловище, без одного ухо, без пальцев, руки растут от ухо а ноги растут от головы. Руки ввиду длинных, очень длинных палок. Вместо рта прямая палочка. Расскажите что это значит? Заранее благодарю за ответ
Ирина (2020-02-23 01:53:34) ответить
Мальчик 6,5 лет нарисовал групповой рисунок, а маму нарисовал без лица. Что это значит?
Инна (2019-09-24 23:08:01) ответить
Здравствуйте. Девочке 11 лет рисует на телефоне, с помощью графического редактора, сидит часами, потом монтирует мультики. Очень много героинь мультиков с повязкой на один глаз, спросила зачем-ответила, что так ей больше нравится, а теперь еще и рот повязкой закрыла (повязки красивые, похожи на цветок), я спросила не болеет ли персонаж, ответила, что нет, просто ей так захотелось. Меня настораживает это желание спрятать лицо...
CHILD-PSY (2020-03-10 18:36:45) ответить
вы не пробовали спросить ребенка что именно ей нравится . Может быть ребенок так украшает персонаж и не знает как можно сделать это иначе. Или она копирует популярных персонажей, типа монстрхай.
елена (2018-11-14 00:00:14) ответить
девочка 5 лет нарисовала одну громадную голову с громадным закрытым ртом, маленькими глазками, заштрихованными волосами. рисовала себя.
Дени (2018-04-10 19:09:43) ответить
Ребёнок нарисовал рисунок человека без кистей что это значит?
максим (2017-09-06 18:18:56) ответить
что означает если на множественных рисунках скрыта часть лица, чаще всего нижняя. асоциальность?
Алла (2017-04-21 21:24:52) ответить
Ребенку 6,5 лет, девочка. Рисует некоторых людей с палочкой в руке. Скажите пожалуйста что это значит?
CHILD-PSY (2017-04-21 22:13:40) ответить
Для того чтобы это выяснить , необходимо провести беседу с ребенком. Попробуйте расспросить ребенка о рисунке. Или попросить о рисунке . Или наконец просто спросить для чего человеку палочка ? Я лишь могу предположить, что это пожилые люди, если палочка - имеется в виду трость. Или волшебники - если это волшебная палочка . Или у ребенка есть свое видение .
Лиана (2017-02-18 21:39:04) ответить
Обнаружила у дочери подростка (13 лет) эгоцентризм, благодаря тесту. Только я не просила ее сесть и нарисовать человека, а тестировала её готовые работы. Часто она рисует человека с пустыми глазницами, прорисовывая при этом все остальные детали, в плоть до теней, с соблюдением анатомии: выражения лица, пропорций тела, движения рук и ног...но глаза... Нет, глаза она тоже умеет рисовать, но в основном, это в рисунках на заказ, а для "души" рисует "безглазых". Будем искать психолога:(
Лиана (2017-02-18 21:28:08) ответить
Выявила у дочери подростка (13лет) Эгоцентризм, благодаря тесту... рисует красиво (для своего возраста) на заказ за символическую плату, а осваивая анатомию в прорисовке, рисуя для себя- оставляет пустые глазницы
Левон (2016-10-02 02:35:39) ответить
Хэй, всем привет, ребят, плохо, что я иногда рисую человека с глазами, но без зрачков? Мне 15 лет:)
Яся (2016-12-30 15:24:38) ответить
Да, это сложно психическое заболевание, называется ЛЕНЬ.
CHILD-PSY (2017-04-21 22:09:06) ответить
))
Любовь (2016-05-13 00:17:18) ответить
Здраствуйте! Подскажите пожалуйста. Сыну 6,5 лет. Нарисовал семью, и у всех разное количество пальцев на руках: у папы по 3 на каждой, у мамы по 4 на каждой, у сына по 5 на каждой. Что это означает?
Марат (2016-03-18 00:01:43) ответить
Дочь нарисовала принцессу, длинные прямые волосы, остроконечная корона на голове, что это значит?
Мария (2017-01-27 12:43:03) ответить
Если девочка рисовала принцессу,то ничего, если же задание было нарисовать человека, то, в зависимости от возраста ребенка: демонстративность, иногда повышенный эгоцентризм, в подростковом возрасте может служить символом раннего сексуального развития.
Анастасия (2015-12-24 21:16:13) ответить
Здравствуйте,моя племянница 3года,всех членов семьи рисует с нормальным лицом,а на моём портрете рисует 4 глаза,что это может означать?
Психолог Александр (2016-01-18 19:01:45) ответить
Скорее сего между вами существует некая напряженность или конфликтность
Мария (2015-03-30 18:46:52) ответить
Добрый день! Дочке 6 лет, рисует много и красочно, но не рисует у людей нос и руки((((......ориентируясь на статью, нос - может свидетельствовать о интеллектуальной недостаточности....это совершенно не верно в данном случае - ребенок наоборот мыслит и развивается на порядок выше своих сверстников. Также исходя из данной статьи - руки - это символ активности, коммуникативности и контактности.....ребёнок наоборот очень активный и коммуникабельный.....В остальном по баллам проходит более, чем. Так на что стоит ориентироваться? И стоит ли мне беспокоиться
Настуня (2018-02-11 21:52:37) ответить
Хотя времени прошло много, но не смогла пройти мимо с ответом. Я в детстве рисовала всех принцесс, людей без носов и руки уходили в карманы. Точно так же, не смотря на проблемы со здоровьем, вроде как недостаточности не наблюдалось, да очень коммуникабельна с детства и социально активна. а причина была проста - не умела красиво рисовать нос и пальцы прорисовывать. Именно из-за того, что боялась испортить лицо и руки предпочитала это пропустить. Так что можно и у ребенка поинтересоваться, в чем дело.
наталья (2015-12-02 10:22:30) ответить
это отражает скорей всего сложности в социальных контактах, а нос в классической интерпретации это фаллический символ, спросите у ребенка с чем связано то что она нос не рисует дети это открытая книга и все узнаете
Людмила (2015-01-20 16:08:51) ответить
Моему сыну через месяц будет 5 лет. Сегодня в садике они рисовали Снегурочку, я использовала ее для тестирования. Рисовать мой ребенок не любит, раскрашивать тоже. Тем не менее, он набрал 34 балла. Я бы сказала, очень хорошо. Для пятилетки, сама не ожидала
Мария (2015-02-23 14:49:52) ответить
Моему сыну через месяц будет год. Сегодня он рисовал Деда Мороза, я использовала его для тестирования. Рисовать мой ребенок не любит, раскрашивать тоже, тем не менее он набрал 46 баллов. Я бы сказала, неплохо для первого раза. Для годовалого, сама не ожидала.
Анастасия (2016-10-05 15:41:17) ответить
Мария, извините меня конечно, но я считаю что это бред.. Какой бы не был ребенок умненький и сообразительный - в годовалом возрасте он не сможет выполнить данный тест на 46 баллов. Малыши до 2-х могут нарисовать лишь головастиков.
Татьяна (2019-02-11 00:15:28) ответить
Анастасия, это же сарказм, адресованный Людмиле ;)
Самид (2017-06-12 23:09:44) ответить
Настя, не обижайтесь. но если вы на это ведётесь, вам самой надо к психологу сходить, развитие проверить.
Светлана (2013-07-30 23:42:44) ответить
Добрый день. РЕбенок 4 г. 5 мес. Не любит рисовать, точнее, интерес один-черкает линии, каляки, разными цветами поочередно. Попросила нарисовать кота, голову и туловище нарисовали вместе ( водила своей рукой его руку), а когда попросила нарисовать лапы, то нарисовал 4 чертрчки внизу листа. Хвост также изобразил отдельно. Повторила просьбу нарисовать меня, но уже подсказывала ему, мол сначала нарисуй голву, нарисовал круг, теперь глаза, поставил 2 точки одна под другой, нос сбоку от глаз, рот нарисовал за пределами головы, как бы вокруг, туловище отдельно, от головы вверх одну ногу, а вниз 2 руки. Я в шоке, меня эти все отдельные части ильно насторожили. РЕбенок вцелом имеет отличную память, заговорил позно, зациклен на буквах, цифрах, легко научился считать до 100, легко запоминает слова визуально, как бы читает их потом, даже на английском языке или немецком. Заговорил поздно. Проблем во время беремености и родов не было. Скажите, стоит ли беспокоится по поводу рисунков, как себя вести дальше, стоит ли учить рисоваьь правильно? Возможно, я сним мало занимаюсь творчеством, ему это не интересно, или оствать в покое? Может ли такое рисование говорить об отклонениях в психике? Спасибо.
Настя (2013-06-01 19:37:53) ответить
Здравствуйте! У меня брат младший любит рисовать. Ему 4 года... И мы часто просим его рисовать кого-то из близких. Дело в том, что он одного из родственников всегда рисует с короной! А на днях, начал рисовать меня с крыльями, как у ангела! А также, практически всех рисует со множеством пуговиц! Что бы это могло значить? Я знаю, что каждая деталь рисунка, что-то означает в психологии... сама интересуюсь, но эти рисунки понять не могу! Спасибо!!!!!
Евгения (2013-03-02 10:55:19) ответить
Помогите понять, дочь 4,5 года рисует человека с родинкой на лице, всегда. Буквально 2 недели назад она человека вообще не рисовала, рисовала только абстракцию, а тут вдруг начала рисовать людей. И все с родинками. Заранее спасибо. Сайт очень хороший, спасибо создателям!
Зарина (2013-02-16 00:26:58) ответить
Мой сын ему пару дней назад исполнилось 6 лет набрал 29 очков, хотя я не считаю, что он хорошо рисует)
Наталья-психолог (2015-01-30 21:39:06) ответить
Подобные тесты проводят у детей ,когда есть явные проблемы и тест может многое объяснить и понять, но если ребенок не замкнут и проблем нет, но тест вы с ним провели, где обнаружили некоторые замечания, то не стоит переживать. У некоторых деток задатков к рисованию и воображению может и не быть. ))))
Василий (2013-02-10 00:12:39) ответить
Мне 28 лет, набрал 47 баллов, это нормально?
гость (2013-01-17 21:53:05) ответить
Мне 50 лет, набрал 3 очка :((
гость (2013-02-25 22:12:07) ответить
Аналогично, причем за первые три вопроса :)
Кристина (2012-12-11 16:15:05) ответить
Моей старшей дочке 4 года, а тест показал 8-9 лет. Горжусь своей дочурой!!!
Ника (2012-10-02 21:10:14) ответить
А если ребенок на предложение нарисовать человека нарисовал монстра, сказал что человек мутировал, на рисунке не головы не туловища не найти одни каляки. Как это интерпретировать, другие рисунки в этом же духе!
Юлия (2014-10-11 22:31:40) ответить
Здравствуйте, может быть так, после просмотра похожего мультика. Так же может повлиять плохое настроение после чего-либо.
гость (2013-01-17 21:49:08) ответить
Ника, ребенок должен нарисовать именно человека. Объясните ему, что это для теста.
Татяна (2012-10-01 14:53:38) ответить
Спасибо Вамза интересный тест и за хорошие интерпритации. Конечно результаты теста ссумируются с многими другими психологическими факторами, но в целом все верно. Моей дочке 6.5 она набрала 25 баллов. Вот так!!
Alenka (2012-08-15 22:04:05) ответить
Люди, ну вы даете. Это же для детей методика. ДЛЯ ДЕТЕЙ. Это я для тех капсом пишу, кому 14 и больше.
Мария (2013-03-25 21:12:41) ответить
вообще-то, это методика вне возрастная - ее можно использовать в ЛЮБОМ возрасте! и в 14, и 30, и 5, и 50! она находится на одном уровне с методикой "Несуществующее животное", которое тоже рисуют в любом возрасте.
ЫЫЫЫ (2012-08-15 15:58:06) ответить
Это неверная методика. Вот посмотрите: если человек не умеет рисовать, то он просто не сможет набрать все очки, а здесь это нужно для подростка 14 лет. Умение рисовать на развитие не влияет или влияет мало. Также есть непонятные вопросы: Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него? Итак, вопрос 1: добрый он или злой? Что есть добрый? Злой? Нельзя сказать о человеке, что он добр/зол. Точнее, можно, но люди не делают постоянно ярко выраженных добрых или злых поступков. Анализ поступков человека на предмет их доброты/зла? Каков человек, приводящий в действие план, который можно назвать добрым, но понимающий, что от этого погибнет много людей? (Я не думаю, что на рисунке может быть изображет кто-то похожий, но все же). Эти понятия слишком размыты, чтобы можно было дать точную оценку. Вопросы 2 и 3: Как нарисованный человек может на кого-то смотреть? Заметьте, в тесте просят нарисовать одного человека, т.е. ему просто не на кого будет смотреть. Также, даже если их на рисунке все же два или больше, то на рисунке ребенка они будут изображены с большой вероятностью лицом, направленным на рисующего/смотрящего. Если бы это была фотография, я бы сказал, что такой человек смотрит прямо в камеру. Кто смотрит на него - тоже занятно. Обычно ребенок ответит, что на него смотрит он и вы, и никто более.
Дмитрий (2020-12-16 16:52:02) ответить
Серьезно относиться к тестам не стоит. Как и к комментаторам. Большинство из них откровенно глупы.
Лия (2015-12-16 19:56:20) ответить
ЫЫЫЫЫ. Какое имя у вас,такая и реакция на всё. Как я поняла,тэст показывает,не то,на кого смотрит человек и не то,что злой или добрый по рисунку,а отношение ребенка к этому человеку.Даже если не умеет рисовать он изобразит,как может,а дальше уже сделают своё дело вопросы и общение с этим человеком(то есть ребенок описывает своё самочувствие,состояние и из этого выходит его реакция на человека другого). Другими словами,если ты нервный,вредный или озлобленный,так по твоему поведению все сразу понимают,что ты нервный,вредный или озлобленный. Но если тут видно всё сразу и человек может ,это скрыть.То в тестах люди отвечают не сильно задумываясь и делают это из расчета опять того же отношения к жизни,людям и т.д и т.п и скрыть уже не может своего настоящего состояния.
Александр (2013-01-16 01:17:31) ответить
Здравствуйте. Мддааа, ЫЫЫЫ, ну у вас и реакция, уже по ней одной можно много чего сказать... Не удивлюсь если Вы работаете с детьми, если так, тогда меняйте роботу. Вот так.
Алия (2012-05-22 21:25:45) ответить
Мне 10 лет и у меня 41 балл.Нормально?
Вика (2012-03-14 08:31:05) ответить
Методика увлекает, но не стоит воспринимать её слишком буквально. Ведь я могу нарисовать какое-нибудь эро, а минус будет всего один. Из 50. Хотя со многим я согласна, например, очень зацепил факт несоответствия количества глаз или о рисунках без людей, часто это выглядит ещё ужаснее, чем самые извращённые рисунки.
Диана (2012-02-25 12:42:08) ответить
Мне 11 набрала 46 очков:)
Показать еще 24 комментариев