В продолжение статьи "Пальчиковая гимнастика"
Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.
- На поляне дом стоит ( изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем . (изображаем "дом")
Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка!
(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)
Поставить все пальчики одной руки на ладонь другой или на стол.
Вышла зайка на лужок,
Встала в маленький кружок (пересчитываем заек)
Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, …
Будет лапками стучать (пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой)
Постучали, постучали и устали
Сели отдыхать.
Это домик (ладошки приставлены друг к другу)
Это крыша (ладони сцеплены, пальцы переплетены)
А труба еще повыше (мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной
руке, то на другой, то на обеих одновременно)
Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу.
Растет цветок, поднимается (выпрямляем пальцы)
Лепестки его раскрываются (ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки,
а десять пальчиков-лепестков стараемся развести в стороны как можно дальше)
На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте
и опускайте пальцы по очереди.
Наши пальцы на ладошке
Пусть попрыгают немножко:
Прыг-прыг-прыг.
Пальчики малыша могут прыгать как вместе, так и вразнобой.
Наши пальцы на ладошке
Пусть потопают немножко:
Топ-топ-топ.
Ребенок кладет свою ладошку поверх вашей, мама размеренно читает стишок, а малыш слушает ее и внимательно следит за движениями. В нужный момент – на слове «цап-царап» малыш отдергивает руку, чтобы его пальчик не попался.
По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет –
Коготки поточит.
Цап-царап!
Затем в игру вступает другая рука. Когда ребенок хорошо освоит последовательность
и правила движений, можно поменяться с ним ролями.
Игра довольно трудная. Возможно получится только немного.
Засиделись в доме братцы (ладошку выпрямить, все пальцы сомкнуть)
Решил младший прогуляться (отодвигать мизинец вбок, немного задерживать
и возвращать на место).
Да скучно ему
Гулять одному
Зовет он братца
Вдвоем прогуляться (отодвигать мизинец и безымянный палец вбок, немного
задерживать и возвращать на место).
Да скучно им
Гулять двоим.
Зовут они братца
Втроем прогуляться (теперь нужно постараться отвести вбок уже три пальца).
Грустно старшим сидеть в избе.
Зовут они братцев домой к себе (собрать пальцы в щепотку и в кулачок).
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )
Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)
Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )
Мы капустку рубим-рубим, (Движения прямыми ладонями вверхвниз)
Мы капустку солим-солим, (поочередное поглаживание подушечек пальцев )
Мы капустку трем-трем, (потирать кулачок о кулачек )
Мы капустку жмём-жмём. (Сжимать и разжимать кулачки. )
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)
У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку )
Семь сыновей, (Показать семь пальцев )
Все без бровей.(Очертить брови пальцами )
Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам)
Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами)
Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду )
Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так... (Дети показывают загаданные действия)
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют
колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой
опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок,
Как будто я Огонь зажег.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие
пальцы подняты вверх ).
Паровоз. Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок
(большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно
менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина, А не лежит никогда,
Есть четыре ноги, А не ходят и три.
Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок
легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке,
левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз"
.
В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него
попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный,
большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков.
В этом упражнении участвуют все пальчики .
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка),
а большие пальцы загнуты внутрь
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками.
В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух
"выходит", и пальчики принимают исходное положение
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели нет игрушки,
Сели и заплакали...
Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг
к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются .
Весной цветет,
Летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает.
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони
как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют
ручку .
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец
правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает .
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы... А ты?
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец
согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается
.
Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты
вверх .
У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец
согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам .
Маленький шарик
Под полом шарит.
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить
в стороны и вперед .
Маленький, Беленький
По лесочку прыг-прыг,
Ушками дрыг-дрыг,
По снежочку тык-тык.
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным
и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам!
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены
вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили,
Три козы траву косили
По лугам-лужочкам,
По зеленым кочкам,
Козушки молоденькие,
Хвостики коротенькие.
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем
правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх).
Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем
в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается
левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два
больших пальца образуют уши .
Четыре ноги,
Пятая грива,
Шестой хвост,
Погоняй, не бойсь.
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный
палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва
гуся. Все пальцы прижаты друг к другу .
В воде купался,
Да сух остался.
Ладонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы
растопырены в стороны и подняты вверх .
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это? Петушок.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют
глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении
.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать
им в разные стороны.
Жужужу, жужужу, На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу! Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжал, Что ж ты, детка, убежал?
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок
шевелит ими .
Идет воин,
Землю роет,
А сам воет.
Два рога не бык,
Шесть ног без копыт.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить .
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем
на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую .
Краб ползет, ползет по дну,
Выставив свою клешню
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем
и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем.
Качаем всей кистью .
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты
вверх. Шевелить кистями и пальцами.
У красы-березки платье серебрится.
У красы-березки зелены косицы.
Со двора к березке выскочили козы.
Стали грызть березку, а березка в слезы.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены
(как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые
пальцы крылья. Помахать ими .
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица грач.
Руки в кулачки, прижаты. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы
вместе и вперед: они образуют клюв филина.
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
Волк: Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные
пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки"
верхнюю и нижнюю челюсти .
Лиса: Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка
у лисы бьла острее. Большие пальцы чуть сгибаем.
Одна фигурка превращается в другую .
"Лисавета, здравствуй!"
"Как дела, зубастый?" –
"Хорошо идут дела,
Голова пока цела!"
Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью.
Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и
безымянному.
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки, до хвоста.