Многие родители не видят никакой проблемы в том, что их дети верят в привычную сказку о Деде Морозе, как и некоторые другие легенды — об Иисусе-младенце, о Доброй волшебнице, которая приносит подарки детям. Но есть и такие родители, которые упорно восстают против подобной традиции. Не говоря уже о религиозной стороне вопроса, они считают, что недопустимо и несовременно заставлять ребенка верить в несуществующие явления. Они утверждают, что малыш не станет от этого счастливее, а только дольше останется инфантильным, избалованным, и рано или поздно, когда поймет, что его обманывали, будет не только горько разочарован, но начнет с сомнением относиться и к другим уверениям родителей.
Все это выглядит очень убедительно, но на деле оказывается ошибкой. Родители, которые «настроены столь реалистически», отрицая Деда Мороза, обычно не предпринимают никаких усилий, чтобы восстать против других совершенно невероятных представлений, какими полна повседневная жизнь ребенка. В его играх всегда очень много придуманного, идет ли речь о каких-либо космических пришельцах, ковбоях, индейцах или о маскарадах в маминых платьях. Сами родители тоже нередко охотно участвуют в детских играх. Во всяком случае, я надеюсь, что так бывает. Детям нравится фантазировать, и, самое главное, они должны это делать, потому что это один из самых надежных способов получить довольно точное представление о самих себе. Но поначалу действительность слишком подавляет детей, и они не могут достичь этой цели.
Разумеется, можно возразить — фантазия фантазией, но плохо, когда ребенок слишком в нее верит. Однако думает ли он, играя, так, как взрослый? В сущности, в его сознании еще нет никакой разницы между верой и фантазией. Как-то мне довелось наблюдать в клинике за одним мальчиком. Он внимательно рассматривал картинку, изображавшую ковбоя, который лежал на крыше паровоза и в кого-то целился. Мальчик посмотрел на меня и спросил: «А что, доктор, разве он не молодец?» Ребенок не замечал, что перед ним только фотография. Он видел совершенно реальный паровоз, мчавшийся на огромной скорости, и своего героя, который рисковал жизнью, преследуя врага. И когда он играл, все происходящее на этой картинке сразу же становилось для него настоящим и он продолжал верить в его реальное существование, как мы ни пытались переубедить его. Мы объясняли ему: «Все это выдумка», но он не поверил нам. То же самое происходит и с Дедом Морозом.
Когда мы взрослеем и сами становимся родителями, мы, возможно, уже с некоторым цинизмом относимся к этой выдумке из-за чрезмерной эксплуатации ее в коммерческих целях! А наш ребенок между тем смотрит на Деда Мороза наивным детским взглядом и готов верить всему, что мы скажем ему. Мы можем разъяснить ему, что это не настоящий Дед Мороз, а просто выдумка, переодетый дядя, и ребенок поверит нам. Но что с ним будет, когда он увидит, как радуются Деду Морозу другие дети, как сияют их глаза, когда они говорят о нем? Конечно, мы можем уговорить его встать на нашу сторону, но очень возможно, что его отрицание Деда Мороза не принесет ему популярности среди друзей и к нему с неприязнью отнесутся родители его товарищей. Пятилетнему ребенку трудно нарушить общепринятую традицию. Не усложняя напрасно эту проблему и позволив малышу верить в Деда Мороза, мы не сделаем его более инфантильным, чем другие его сверстники, и только помешаем участвовать в общем празднике.
Утверждение, будто ожидание новогодних подарков избалует ребенка, справедливо только в том случае, когда их слишком много. Это относится и ко дню рождения, и к любым другим праздникам. Кроме того, дети становятся излишне требовательными лишь тогда, когда понимают, что это мы, взрослые, а не Дед Мороз, приносим ему подарки. Однако больше всего нас тревожит то обстоятельство, что дети будут очень мучиться, когда обнаружат, что мы обманули их, что они могут затаить обиду и перестанут верить нам. Но я тем не менее ни разу не встречал ни одного ребенка, который реагировал бы так остро, узнав, что Дед Мороз — выдумка. Взрослые преувеличивают опасность. Чаще всего происходит самое простое — малыш узнает правду от друзей. Поначалу он возмущается и не верит, но потом постепенно осознает, что должен уже смотреть на мир более взрослыми глазами. И задолго до Нового года начинает проводить расследование, совать нос туда-сюда и обнаруживает наконец доказательство, что истинными его благодетелями являемся мы, родители. Ребенок не сразу признается, что открыл наш секрет, а гордится про себя и радуется своей прозорливости. Лучше всего, если это открытие он сделает примерно в 7 лет. А если не сумеет позже понять наш секрет, то нужно ему помочь.
Вот один из способов, как облегчить ребенку подобное открытие. Начнем просвещать его заблаговременно. Уже в возрасте 4 или 5 лет, хоть он и верит в Деда Мороза, посоветуем ему поблагодарить родственников за подарки, которые он получает от них. Можно спокойно объяснить ему, что тетя Клара и дядя Эдди попросили Деда Мороза принести племяннику новую железную дорогу и в присутствии ребенка сказать им: «Спасибо, что вы попросили Деда Мороза принести Джону эту прекрасную железную дорогу!». Он тоже, очевидно, поблагодарит их, следуя нашему совету, но ради краткости скажет просто: «Спасибо за игрушку». Точно так же нужно, чтобы позднее он выразил нам благодарность за подарки. А когда ребенку исполнится уже 6 или 7 лет, единственное, что нам останется сделать, — не так старательно прятать наши новогодние подарки. Можно даже забыть где-нибудь на столе раскрытую коробку или развернутый пакет. А когда он начнет расспрашивать, что это, откуда и для кого, сказать ему до или после того, как он получит подарки, что нам кажется, он не очень огорчится, если получит их от нас. Тогда он станет расспрашивать о Деде Морозе и мы ответим ему, что это прекрасная сказка, а на самом деле подарки он, ребенок, всегда получал от родителей и родных, которые любят его.
Если же потом мы напомним ребенку, что открыли ему секрет, но он не должен проговориться младшему брату, сестре и друзьям, то убережем его от возможных волнений, вызванных этим открытием. К тому же у ребенка будут замечательные каникулы — он сохранит о них прекрасное воспоминание и не почувствует огорчения или разочарования, какое, несомненно, могло бы вызвать подобного рода откровение.
Единственная опасность, что кроется в сказке о Деде Морозе, — это неумеренное использование ее в нравоучительных целях. Если мы начнем угрожать, предупреждать ребенка, что Дед Мороз приносит подарки только хорошим детям, мы можем разволновать его и невольно заставим мечтать о грандиозных подарках, какие никогда не сможем сделать ему. И если потом в Новый год он не получит их, то станет думать, будто Дед Мороз счел его недостойным такого подарка. Дед Мороз превратится в его глазах в верховного судью, который оценивает его поведение. Ребенок станет бояться его, при этом у него даже, может возникнуть комплекс вины. Поэтому гораздо лучше поступить наоборот — представить Деда Мороза веселым, добрым стариком, который одинаково любит всех детей. А когда наш сын получит подарки, можем сказать ему: «Видно, ты был умницей!», даже если в последнее время мальчик не отличался хорошим поведением. Пусть хотя бы в новогодние каникулы, в этот период отдыха и веселья, наш ребенок получит недолгую радость от сознания, что его любят, как бы он ни вел себя, — это прекраснейшее для него ощущение.
И последний совет: не дарите ребенку ничего такого, что не соответствует его возрасту и что не может заинтересовать его в данное время. Помните: все игрушки, какие мы дарим ему, в том числе и электрическая железная дорога, это уже его вещи, а не наши. Не начинайте поэтому сами играть с его новыми игрушками или помогать ему знакомиться с их устройством. Это можно делать только, когда он сам попросит об этом, не раньше! Наконец, когда ребенок уже перестанет верить в сказку про Деда Мороза, научим его самого готовить подарки. Пусть он поймет, что дарить — еще более приятно, чем получать.