ВОПРОС:
Здравствуйте!
Моей дочери Софье 1,5 года. Уже 2 месяца мы посещаем группу раннего
развития при нашем детском садике. Посещение совместное с родителями.
Около месяца назад, когда Софья уже очень хорошо занималась в группе,
я на музыкальном занятии оставила её на 10 минут, а сама спряталась
за стеклянной дверью. Сонечка выглядела растерянной, а потом
расплакалась. Я, конечно, сразу вышла к ней, но успокоить её уже не
смогла. Вот уже месяц мы не можем нормально посещать группу - дочь
криком кричит, буквально бьётся в истерике. Но воспитатели и
садовский психолог говорят, что нужно продолжать водить. Последнее
время с Софьей в сад ходит папа, но ситуацию это не меняет - ребёнок
всё равно очень бурно реагирует на посещения сада, хотя теперь,
конечно, её ни на секунду не оставляем одну ни в группе, ни в муз.
зале, всё время пытаемся чем-нибудь занять, заговорить. Можно ли
как-нибудь исправить ситуацию? В июне набирают группу в садик, мне
очень бы хотелось выйти на работу, но я переживаю за дочь.
ОТВЕТ:
Добрый день.
В столь нежном возрасте дети могут очень болезненно переносить
подобные ситуации: тот факт, что девочка хорошо занималась в группе
вместе с мамой, ни в коей мере не означает, что она была готова
остаться в музыкальном зале без нее. У Вашей дочери произошла сильная
фиксация на негативных переживаниях: теперь каждый раз в помещениях
этого детского сада она испытывает те же тревогу и страх, как и когда
мама спряталась. Фиксация, по всей видимости, стойкая, а переживания
очень сильные и болезненные. Исправить сложившуюся ситуацию
достаточно сложно. Если Вы непременно хотите посещать именно эту
группу раннего развития, подключите к работе по адаптации Вашей
дочери к занятиям воспитателей и садовского психолога. Соне, прежде
всего, перед каждым занятием и во время его нужно сильное
положительное подкрепление, чтобы преодолеть негативные эмоции. Но
должна предупредить, что это процесс достаточно длительный. С другой
стороны, какой смысл в занятиях в группах по раннему развитию
ребенка, если каждое занятие сильнейший стресс для девочки: вреда для
нормального развития гораздо больше, чем когда родители занимаются с
ребенком дома. Полученный негативный опыт может серьезно помешать Вашей
дочери и в дальнейшем: при адаптации к детскому саду. Если есть
возможность, лучше, если ребенок воспитывается дома до 3-х лет, это
позволяет сформировать достаточный "запас прочности", чтобы
безболезненно переносить разлуку с мамой и другим членами семьи, и
чтобы иметь возможность успешно и гармонично развиваться. Если вопрос
об июньской группе детского сада уже решен, подумайте, должен ли это
быть именно этот сад, на который девочка так "бурно реагирует" и
"буквально бьется в истерике".
С наилучшими пожеланиями,
Филякова Елена Геннадьевна.