Леворукие дети и математика: секреты обучения маленьких левшей

Правое и левое полушария головного мозга предназначены для выполнения разных функций, что и носит название функциональной асимметрии полушарий. Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса. Несмотря на специализацию полушарий головного мозга, он функционирует как единое целое благодаря межполушарному взаимодействию.

Известно, что специализация полушарий головного мозга является врожденной. При доминировании левого полушария человеку характерна склонность к логическому мышлению, обобщениям. Правополушарные люди более эмоциональны, с развитым воображением. Причем к этим двум типам относится примерно половина человечества, в то время как у оставшейся части не наблюдается ярко выраженного доминирования полушарий.

Каждому взрослому человеку свойственно предпочтение (асимметрия) одного из двух парных органов – рука, нога, глаз, ухо. Каждый имеет присущее ему сочетание предпочтений, называемое индивидуальным латеральным профилем:

  • - психическим - обусловленным специализацией полушарий мозга;
  • - моторным - говорящим о предпочтении ведущей руки (и ноги, что сейчас не рассматривается;
  • - сенсорным – показывающим выбор для ведущего глаза и ведущего уха.

Теоретически выделяют правый, левый и смешанный латеральные профили . У детей индивидуальный латеральный профиль может окончательно сформироваться только к 9–10 годам (младший школьный возраст).

К первому классу латеральный профиль оказывается сформированным лишь у половины учащихся. К несформированному латеральному профилю относят иногда и отсутствие доминирования, то есть в случае руки – амбидекстрию. Дети с однородным (правым или левым) профилем представляют достаточно благополучную группу в плане необходимости специфического подхода к их обучению. Более "проблемную" группу представляют учащиеся, у которых ведущий глаз не совпадает с ведущей рукой.

При левшестве предпочтение левой руке составляет малую часть проблемы, а на первый план выходит иная, отличная от правшей межполушарная асимметрия головного мозга. В левшестве проявляется и иное межполушарное взаимодействие, которое в процессе развития ребенка совершенствуется благодаря созреванию отдельных зон коры и окончательному формированию нервных путей, соединяющих оба полушария.

С учетом возникновения трудностей в обучении левшей, а точнее сказать, не-правшей, можно условно разделить на несколько групп.

    Первая группа – истинные левши с однородным профилем латеризации. Часто истинные левши оказываются добросовестными, ответственными, имеющими хорошую и даже отличную успеваемость в школе, правда, на мой взгляд, несколько прагматичными и прямолинейными.

    Вторая группа включает эмоциональных, творческих детей, подчас нестабильных в учебе, но успешно осваивающих программу, особенно по ряду предметов.

    Третья группа объединяет "всклокоченных" детей с вечно развязанными шнурками, с беспорядком на парте, в портфеле и в голове, которые ничего не могут найти, систематически забывая как учебные вещи, так и программный материал. Как правило, у них перекрестная латеризация и без специальной индивидуально оказанной помощи их успешность тает, желание учиться улетучивается, уступая место унынию и недописанным работам.

    К четвертой группе можно было бы отнести детей с ЗПР или умственной отсталостью, но их леворукость является не причиной, а результатом патологии.,

Недостаточность или нарушение пространственных представлений, выраженные в той или иной степени, свойственны большинству левшей, включая и детей со скрытым левшеством. Именно несформированность пространственных представлений к моменту начала школьного обучения и ряд других особенностей левшей сулит им немало трудностей именно с математикой.

Наряду с ожидаемыми сложностями при освоении первых геометрических построений возникают ошибки при счете, при выборе порядка действий в числовом выражении, да и ответы в примерах часто отличаются от того, что ожидается, хотя бы на единицу, причем как в устных, так и в письменных вычислениях… И список таких специфических ошибок можно было бы продолжить.

От ребенка, перешедшего в пятый класс, ожидают:

  1. умения читать и записывать числа в пределах 1 000 000;
  2. прочного знания таблиц сложения и умножения однозначных чисел на уровне автоматизированного навыка;
  3. владения навыками правильных и достаточно быстрых устных вычислений в пределах ста;
  4. умения выполнять письменные вычисления: сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное с соответствующей проверкой правильности вычислений;
  5. умения находить значение числового выражения в несколько действий со скобками и без них;
  6. умения решать задачи в 2–3 действия;
  7. знания единиц измерения длины, площади, массы, времени с умением их перевода в более крупные или более мелкие, как того требуют измерения или условия задачи;
  8. умения выполнять простейшие геометрические построения и находить периметр и площадь прямоугольника.

И в каждом из изучаемых разделов существуют сложности, характерные леворуким детям и детям со скрытым левшеством. Однако в подавляющем большинстве ребята, особенно из первой и второй групп, способны не только освоить программу начальной школы, но и с успехом справляться с задачами повышенной сложности, пусть не из всех перечисленных разделов.

Можно ли обучить левшей математике ?
Эти дети очень неоднородны и по своим психофизиологическим особенностям. У обсуждаемой категории ребят чаще наблюдаются задержки и диспропорции формирования высших психических функций, при изучении математики это проявляется, например, при счете или нарушении пространственных представлений.

Однако не только они нуждаются в ином, правополушарном стиле обучения (ведь большинство общепринятых педагогических методик ориентировано на левополушарное восприятие). Позднее и неравномерное созревание отдельных зон коры полушарий мозга и нервных путей, обеспечивающих межполушарное взаимодействие является причиной того что почти половина сегодняшних первоклассников приходит в школу с несформированными до конца предпочтениями ведущего глаза или уха. И их тоже лучше обучать с учетом индивидуальных особенностей специализации полушарий.

Введение в начальной школе четырехлетнего обучения для детей начиная с шести с половиной лет привело в школу ребят, только начавших пользоваться в силу своих возрастных особенностей левым полушарием, вклад которого в психологическое функционирование пока невелик. Для этих малышей характерны эмоциональность, непроизвольность, а познавательная деятельность носит целостный и образный характер при сильных интуитивных началах.

Для обучения детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое абстрактное последовательное изложение материала с неоднократным повторением. Их память непроизвольна и лучше запомнит яркий образ. Мышление эмоционально и интуитивно, поэтому для постоянного участия в уроке требуется создание проблемной ситуации. Объяснение нового теоретического материала лучше проводить на практических заданиях, активно используя интонационные возможности речи и сопровождая зрительным подкреплением.

Поскольку чтение правил в учебнике по сути ближе к изучению научного текста, и работе с учебником надо учить специально, равно как и пониманию условия задачи. Чтение задач часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок всегда идет от целого к частному, поэтому, вчитавшись в условие, он сначала должен представить ситуацию, а затем, последовательно выделив все числовые данные и зависимости между ними, решать эту конкретную задачу. Правополушарному школьнику намного легче справляться с вычислением значений выражений и решением уравнений, если это будут не отвлеченные номера в учебнике, а задания, например, по расшифровке загадок.

Считается, что геометрия осваивается правополушарными детьми лучше, чем алгебра, но левшам, прежде чем им начнет нравиться эта наука, предстоит преодолеть пространственные трудности.

Что же делать если у малышей совсем не ладится в школе? Кто-то до конца первого класса продолжает с трудом читать по слогам, кто-то так и не выучил порядок следования месяцев в году. Кто-то никак не поймет, когда надо складывать, а когда вычитать. Кто-то пишет "как курица лапой", а перед написанием очередной буквы надолго задумывается, в то время как класс уже закончил все предложение. А может быть, все эти беды навалились сразу?

Сначала надо правильно квалифицировать все трудности вашего ребенка. Задача окружающих ребенка педагогов, родителей и, конечно, психологов – своевременно помочь. Только тогда можно добиться положительного результата, пусть не сразу, но это даст возможность полноценно формировать познавательную сферу и личность малыша.

И хотя не всегда плохой почерк, пропуски букв и неспособность освоить учебную программу объясняются левшеством, но среди здоровых детей, не успевающих в младших классах и обратившихся за консультацией в специализированные центры, около 70 процентов оказываются левшами.

Хочется предостеречь отчаявшихся родителей от такого радикального шага, как смена ведущей руки. В данной ситуации рука – это отражение мозговой организации психологической деятельности человека! Переучивание может привести к торможению высших психических функций, причем последствия могут проявиться не сразу, но бороться с ними придется опять бедному ребенку. Даже если ведущей правая рука была выбрана по вашей собственной недальновидности, вопросы переучивания решаются только со специалистами, причем положительное решение может быть принято только в том случае, если переученный левша пользовался правой рукой лишь до начала систематических занятий письмом или, в крайнем случае, в первые дни обучения. Но даже такой шаг удается не всегда.

Навязанное извне правшество может оказаться сильнее, ведь переучивание производилось в период формирования двигательных функций и уже оказалось вплетенным в сложную систему распределения функций между полушариями. Поэтому родители не имеют права действовать на свой страх и риск при любых кажущихся им безапелляционными аргументах, поскольку рискуют они не своим здоровьем, а психическим и физическим здоровьем другого человека, пусть и их собственного ребенка.

Педагогические секреты обучения маленьких левшей

У всех левшей наблюдаются диспропорции формирования речи, чтения, пространственных представлений и эмоций. Это может выражаться как в опережении, так и в отставании от общепризнанных норм, и ребенок страдает в любом случае: при опережении ему становится скучно на уроке, при отставании возникают пробелы в знаниях. А поскольку аффективно-волевая сфера маленьких левшей отличается недостаточностью, то последствия неудач носят достаточно плачевный характер.

Что всегда следует иметь в виду взрослому, обучающему левшу?

1. Левшам свойственна медлительность с характерным застреванием в начале любого вида деятельности, и это не должно стать предметом упреков.

Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем. А в ситуации стресса подобный ребенок часто впадает в такую панику, что об успешном завершении работы мечтать не приходится.

Поэтому ему нельзя сердито угрожать "попробуй только не напиши" – не напишет. Вредно напоминать перед работой о прошлой неудаче – накличешь новую. В большинстве своем левши нестабильны: их можно доброжелательно поддержать и в неизвестности ждать результата. В работе с ними нужно терпение, чувство юмора (очень спасает), стремление понять и настроиться на другого, не считая идеалом себя со своими амбициями, желание постоянно думать и искать путь к победе.

2. Необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу во время занятия, призванной успокоить в большинстве своем эмоционально неустойчивых и тревожных малышей, глубоко переживающих свои неудачи и промахи. Такая обстановка увеличит шансы на успех.

3. Следует учитывать главную причину левшества – отличную от правшей организацию деятельности полушарий головного мозга, которая находит отражение в любой деятельности ребенка. Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе, иногда игнорируя тактичность и перебивая собеседника, невзирая на возраст. Поэтому ребенок с признаками левшества редко бывает любим учителем. Его непреодолимое стремление уточнять и некоторое занудство вызывают протест преподавателя, если взрослый не объяснит себе причину описанного поведения особенностями протекания психической деятельности ребенка. Именно в данном вопросе сказывается несформированность пространственные представления, а поскольку опора отсутствует, то ребенок вынужден выстраивать логические цепочки, подводящие его к верному решению.

4. Важно помнить а наличии в той или иной степени путаницы в пространственных представлениях с вытекающей отсюда необходимостью искать арифметическую ошибку, по крайней мере на первых порах обучения, в первую очередь именно в них, хотя допускаются, конечно, и самые "обыкновенные" ученические промахи.

5. Необходимо использовать пошаговую подачу материала не с точки зрения крошечной дозировки с последующей немедленной отработкой, а с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма. Таким образом можно описать практически каждое из получаемых в начальной школе умений. Это облегчает выстраивание ребенком логической цепочки по овладению данным материалом и созданию целостной картины усвоенного.

Для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно, пропуск в объяснении какого-то этапа останется не замеченным правшой, но совершенно выбьет из колеи бедного левшу. Поэтому он сам старается пусть своеобразно, но структурировать материал.

Следует иметь в виду, что часто леворукого ребенка смущает не суть выполняемого действия, а объем задания, которое необходимо, во-первых, последовательно воспроизвести самостоятельно, во-вторых, собственной рукой в своей тетради. К постоянно испытываемому им ощущению неясности в оформлении любой работы добавляется тревожность за верное соблюдение последовательности операций. Поэтому правильность ответа отходит на второй план, и ошибка часто становится ожидаемым результатом. Решение приобретает свою собственную жизнь, в которой оно не собирается считаться с бедным хозяином тетради.

Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.

6. Использования в работе творческих заданий, поддерживающих как интерес, так и стремление к победе любознательных по своей сути левшей, и показывающих, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд, .

7. Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Левша не может что-то изучать не понимая. Он усваивает материал строго по этапам, и пропуск или недопонимание чего-то приводит к потере нити рассуждения. Дав строгий алгоритм и научив им пользоваться, вы победите бессилие ребенка, но, не разобрав допускаемых им ошибок или не устранив внезапно возникающей заминки, вы лишите его уверенности.

Ребенку со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данное задание – и неуверенность уйдет.

Но наличие обратной связи предполагает и активность со стороны самого ребенка. Отсюда следует неукоснительное правило: левшу нужно научить улавливать момент, когда началось непонимание, и сигнализировать об этом. Таким образом, удается избежать запутывания и лишней потери времени на разбирательство объяснения с самого начала. Будет еще лучше, если ребенок сможет сформулировать, что именно он не понял, или хотя бы укажет сложное место. Ведь умению задавать вопрос нужно учиться, а своевременно вырвавшийся возглас "не понимаю" спасает ребенка от полного непонимания нового материала.

Случай из практики: При знакомстве с римскими цифрами, когда весь класс радостно заполнял таблицу, записывая напротив привычных арабских цифр новые римские, а на доске красовалась запись, демонстрирующая способ образования римских цифр в пределах первого десятка, ведь были известны проблемы шестилеток с "право-лево", одна из самых способных девочек упрямо твердила свое "не понимаю". Я во всех вариантах объяснила ей тонкости образования и изображения "противных" римских цифр и уже предложила последний действенный способ – выйти к доске, когда она с отчаянием воскликнула: "Да я сто лет знаю эти цифры! КУДА их писать?" Клеточки таблицы она просто не замечала... Век живи, век учись!

Пространственные представления.

При наличии левшества у детей трудности пространственного представления обусловливаются дефицитом вклада как правого, так и левого полушарий при несформированном пока межполушарном взаимодействии.

Кроме того, у левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5–7 лет, а 9 лет – это тот возраст, когда происходит нарастание саморегуляции и активности внутримозговых связей, что приходится именно на период обучения в начальной школе.

Даже маленькие правши в 6 лет немного путаются, отыскивая право и лево, то у детей с признаками левшества подобные ориентиры совершенно размыты. Самым простым выходом из положения служит браслетик из ниточки на левой руке, тем более что это сейчас модно и для мальчика, и для девочки.

Понятия "верха" и "низа" (пол – потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах "следующий", "предыдущий". Следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, "право" соответствует понятию "лево" для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами.

Большую помощь в осознании своего телесного пространства, равно как и внешнего, оказывают занятия физкультурой. Но на них сами дети не отрабатывают словесные конструкции, они их усваивают пассивно, поскольку у данного урока совсем другие задачи. А кроме того, приходится с грустью констатировать, что проблемные дети с признаками левшества часто пытаются увильнуть от трудного для них урока, поскольку не отличаются ни ловкостью, ни координацией движений.

Во время физкульт-минуток учитель может это отрабатывать понятия "следующий", "предыдущий", раздав детям карточки с порядковыми номерами первого десятка и на первых порах вызывая нескольких детей с устной инструкцией, как им встать. Потом проводится обсуждение, кто за кем и перед кем стоит, кто предыдущий, а кто следующий. Можно немного изменить сценарий, и тогда ребенок должен будет сам расставить трех-четырех детей, соблюдая условие, что Маша, например, окажется справа, Федя – слева, а Катя с Вовой – в серединке, причем Вова должен быть между Катей и Машей. Это пример достаточно трудной задачи. Задание с тремя персонажами выполняется проще. Конечно, можно вместо детей использовать игрушки, тогда время выполнения сократится и поучаствовать успеют двое учащихся.

Ребята любят игру "Робот", когда водящий покидает класс, а ученики прячут "клад", а потом зовут "робота". Пока ребенок ждет за дверью, в классе намечается маршрут поиска, чтобы побольше детей (но не более десяти) успело скомандовать "роботу". Когда водящий входит, ему дают команды, например "шаг вперед", "поворот направо", "три шага вперед" и т.д.

Параллельно совершенствуется ориентация на листе бумаги, ведь если понятия "право" и "лево" остаются без изменения, то направления "верх" и "низ" оказываются на одной плоскости, но если поставить лист вертикально и отметить на нем внизу точку, а затем положить бумагу на парту, то ребенок убедится в том, что "низ" оказывается именно в этом месте. То есть "низ" – у живота, а "верх" – самый дальний. Это лучше объяснить, потому что у правши операция переноса "низа" на низ листа, где он без сомнения и рисует траву, происходит естественно, а для левши надо привлечь внешние средства, чтобы все стало понятным, иначе он еще долго будет в уме каждый раз производить операцию переноса.

Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего левого угла и т.д. Обычно дети по заданию учителя что-то рисуют в указанном месте, но за правильностью выполнения этого задания в процессе работы проследить бывает фактически невозможно, удается только зафиксировать уже состоявшуюся ошибку. Поэтому более продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще.

Следующим шагом может служить более сложное задание, когда учитель просит только посмотреть на левый верхний угол, за синхронным движением взглядов детей тоже удается весьма успешно следить. Но поскольку задачей все-таки является ориентация на листе, то можно перейти к этой фазе обучения, поскольку ошибок теперь станет меньше, а любая ошибка вносит сумятицу в представления ребенка. Выполняют ее следующим образом: на белом (можно и на цветном) листе бумаги дети в нужном месте по указанию учителя ставят яркую точку, а лучше пусть сам учитель поставит ее перед тем, как раздать листы. Ученики берут яркий фломастер или цветной карандаш и по команде проводят, например, волнистую линию из намеченной точки в указанный угол, затем пунктиром, к примеру, ведут линию в середину нижней части листа и т. д. Учитель заранее сам продумывает команды так, чтобы получился привлекательный результат.

Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. Дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так как ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду "отступить вниз три клеточки" хорошо подкрепить движением руки вниз.

Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой-то узнаваемый силуэт, усложняющийся с каждым разом. Более сложный, но вполне доступный вариант диктанта включает задания с движением по диагонали клеток.

В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Такое упражнение принесет пользу только после того, как дети получат алгоритм анализа изображения, ведь они часто просто смотрят на него, не понимая, как надо произвести выбор. Надо последовательно вслух проанализировать каждый рисунок, лучше даже поднося отдельно изображенную данную фигурку к рассматриваемому образцу и показывая признаки, по которым это сравнение ведется. Тогда подобное задание пойдет на пользу.

Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланировав порядок работы.

В процессе дальнейшего обучения иллюстрируем счет и вычисления движением по числовой прямой, в задачах работа с пространством присутствует в виде схем, не говоря уже о работе с геометрическим материалом.

Главное при работе с маленьким левшой - это присутствие духа и вера в победу, если и неполную, то хотя бы в постепенное, последовательное улучшение. Поддерживайте своего ученика, ведь ему намного труднее!

Источник: nsc.1september.ru . "Леворукие дети и математика".
статью полностью можно найти здесь



loading...
Всего комментариев: 2 Написать комментарий
Айя (2012-05-16 14:39:54) ответить
Моему ребенку 5 лет я заметила он переменно пользуется и левой и правой рукой. Как в этом случае определить ребенок гуманитарий или матемматик. На данный момент это нас очень интересует.
Наталия (2011-08-14 00:27:23) ответить
у меня сын левша и я столкнулась с проблемой обучения и учителем.Хотелось бы узнать побольше о леворуких детях и обучении в школе