ВОПРОС:Здравствуйте!
Моему сыну Глебу 4 года. Меня беспокоит его эмоциональное развитие и отрицание любых посторонних людей. В садик не ходим, начинали несколько раз, ходили примерно по месяцу, затем заболевали и отказывались от сада. В диагнозе компенсированная гидроцефалия. Препараты, кроме витаминов, никакие не прописаны. Проходим энцефалограмму раз в полгода, изменений в худшую сторону нет.
Были на консультации у психоневролога. Тесты пройти не смогли, так как у ребёнка резкое отрицание незнакомого человека: «Идём домой», и всё. Отказывается от любого контакта, хмурится, кричит «Не хочу», замахивается на меня. Психоневролог посоветовал ходить в сад, что пока невыполнимо.
На консультации психолога в школе развития услышали, что это возрастное. Предложили прийти через полгода. Тест также не смогли провести. В группу развития с другими детьми также ходить не хочет, даже если я присутствую на занятии.
Может поиграть с ребёнком, очень стеснительно, только если на своей территории, дома или на даче. На детской площадке предпочитает играть один. Как только к нему обращаются с вопросом или предложением поиграть - сразу домой.
Есть старшая сестра 10-ти лет, с ней играет хорошо, правда тоже иногда гнев выражает кулаками.
Занимаемся развитием дома – лепка, рисование неохотно, очень любит различные пазлы, конструкторы, развивалки с наклейками, аппликации. Понимаю, что наверное этого не достаточно.
Может быть отрицание чужих связано с тем, что несколько раз мне приходилось отдавать его в руки чужих людей - медсестра 2 раза забирала из палаты на плановые операции, 1 раз лежал в 3,5 года в реанимации 4 дня без меня?
Толковых советов я так ни от кого и не получила. Что делать? В садик ходить пока не можем, но ведь скоро школа, неужели у меня ребёнок так и будет дикарём? Как потихоньку его социализировать, если сад пока недоступен?
Заранее спасибо за ответ.
ОльгаОТВЕТ: Добрый день Ольга.
Насколько я поняла, в детский сад Вы в настоящее время отдать Глеба не можете, по разным причинам; однако от нескольких специалистов Вы получали именно такой совет. И он вполне объясним, поскольку Ваш сын сейчас в том возрасте, когда ему остро необходимо овладевать социальными ролями, что возможно только в группе, и лучше, если это будет группа сверстников. Тем не менее, выход из этой ситуации есть: социализация Глеба возможна и в рамках семьи. Сложность в том, что одними развивающими занятиями (лепка, пазлы, конструкторы, аппликации и т.п.) и играми со старшей сестрой эта задача не решается, учитывая и поведенческие особенности Вашего сына. Оптимальным вариантом может стать курс семейной психотерапии: в ходе психотерапевтического процесса открываются новые возможности, - прежде всего, для взрослых, - в понимании особенностей функционирования детской психики и детских эмоциональных переживаний. Кроме этого, Вы получите богатый арсенал новых способов общения и внутрисемейного взаимодействия, а также развивающих игр, которые будут способствовать успешной социализации Вашего сына.
С наилучшими пожеланиями,
Филякова Елена Геннадьевна.