В наши дни всему, что касается детей, уделяется так много внимания, что нередко можно даже встретить статьи, в которых скрупулезно перечисляются и описываются игрушки, какие надо использовать чуть ли не на каждом конкретном месяце жизни ребенка. Несомненно, люди, которые находят все это весьма полезным. Но справедливо и другое мнение — подобное педантство лишает и родителей, и саму жизнь самого прекрасного. Ведь дать ребенку игрушку — это совсем не то же самое, что приобрести крючок для ловли определенной рыбы или запчасти для машины, каждая из которых имеет свое точное назначение. Мы покупаем игрушки прежде всего потому, что любим своих детей и знаем, как порадуются малыши. Разумеется, одни игрушки бывают лучше, другие хуже, и тут можно допустить какие-то ошибки. Но даже если мы выбираем их тщательно и продуманно, переменчивость интересов нашего ребенка нередко будет радовать и огорчать нас. Главное, чего не следует делать при покупке игрушки,— беспокоиться о ее психологическом предназначении.
Я не хочу этим сказать, что можно покупать игрушки вслепую, какие попало, но нет нужды и ломать над ними голову. Когда человек собирается на рыбалку и хочет провести выходные дни за городом, очень возможно, что он отправится в магазин за какими-нибудь спортивными принадлежностями или же просто взглянуть, что еще может ему пригодиться. Если он любит детей, то непременно заглянет и в магазин игрушек. Там он очень быстро получит полное представление об имеющемся товаре и окажется в курсе самых интересных новинок. Если же он часто проводит время со своими детьми и их друзьями, его знания в этой области окажутся еще более глубокими. Добавьте к этому багажу все, что ему известно о занятиях своих детей в детском саду, а также об их любимых забавах, и вы поймете, что человека этого уже вполне можно считать экспертом в области игрушек. Единственная опасность подобной «науки» кроется в том что порой мы сами оказываемся настолько увлечены игрушками, что иной раз даже отбираем их у детей. Подлинное знание предмета предусматривает, однако, наличие у «специалиста» еще двух качеств. Первое — воображение, второе — интуиция. Человек, обладающий фантазией, способен в любом предмете рассмотреть игрушку. Например, ваш ребенок, явившись утром в спальню родителей, забавляется тем, что пытается влезть в мамины туфли. Наделенный воображением отец сразу же догадается, что малышу нравится переодеваться в одежду взрослых, и он принесет ему целую коробку обветшалых платьев и кофт, которые уже никто не носит. В любом доме всегда можно найти множество самых разнообразных вещей, какие легко превратить в игрушки: открытки, испорченный радиоприемник, какой-нибудь старый абажур, прищепки для белья и тому подобное.
Интуиция, помогающая в таких случаях родителям, выражается в понимании особых потребностей ребенка. Если, например, они замечают, что их малыш несколько робеет в компании сверстников, и хотят помочь ему преодолеть эту робость, они могут предложить ребенку такие игрушки, в какие нужно играть вместе с товарищами, а не одному. Если же ребенок полностью загипнотизирован телевизором и не желает больше ничего делать, лучше всего чем-то заняться вместе с ним, например строить что-нибудь или конструировать, предоставляя потом самому закончить начатое дело. Иными словами, в одних случаях ребенку требуются коллективные игры, чтобы развивалась его общительность, в других — какой-то материал, чтобы пробудить у него желание сделать что-то своими руками. Надо постоянно следим за интересами детей: ведь они просят то незамысловатые и спокойные игрушки, то сложные и хитроумные, то прочные, небьющиеся, а в иных случаях - хрупкие. Иногда ребенок хочет именно «эту» игрушку потому что она интересует его сама по себе, а бывает, просит ее только из-за того, что тоже хочет иметь ее.
Хотя во многих отношениях дети не очень отличаются от нас, взрослых, там, где эта разница есть, пропасть огромна. Ребятам мало своих игрушек. Им все время нужны новые. А зрелый человек может годами сохранять привязанность к спиннингу или палке для игры в гольф, способен до старости любить свою детскую железную дорогу. Дети же непостоянны в своих пристрастиях, их интересы более ограниченны и хоть и столь же глубоки и непосредственны, как наши, но обычно недолговечны. Поэтому не тратьте слишком много денег на игрушки — очень возможно, что интерес вашего ребенка к новой забаве продержится совсем недолго.
Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, в которой сообщается на ее упковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это.
См. также: Воображение , Дружба , Игра , Привилегии .